Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2003 г. N А56-8456/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Рудневой Е.А. (доверенность от 24.01.2003 N 17/1134), от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Машсервис" юриста Мельниковой Т.К. (доверенность от 10.11.2003 N 1), рассмотрев 10.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 22.05.2003 (судья Глазков Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 08.09.2003 (судьи Градусов А.Е., Цурбина С.И., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8456/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Машсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выбогрскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 20.01.2003 N 5 в части отказа в возмещении 1 421 754 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2002 года и обязании налогового органа возместить указанную сумму НДС путем возврата на расчетный счет общества (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 22.05.2003 заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции сделал неверный вывод о том, что представленные обществом счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку счета-фактуры, выставленные поставщиком товарно-материальных ресурсов - обществом с ограниченной ответственностью "Р.Т.С." (далее - ООО "Р.Т.С."), не соответствуют счетам-фактурам, представленным обществом. Следовательно, данные счета-фактуры составлены и выставлены с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ и не могут являться основанием для принятия предъявленных обществом сумм НДС к вычету или возмещению.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными. По мнению налогоплательщика, ИМНС фактически признала позицию судебных инстанций, поскольку возместила ему 1 421 754 руб. НДС. Кроме того, общество указывает, что инспекция необоснованно просит полностью отменить принятые по делу судебные акты, так как доводы жалобы касаются только 741 080 руб. НДС, подлежащего возмещению по счетам-фактурам, экземпляры которых, хранящиеся у экспортера и его поставщика, не совпадают по содержанию.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества - возражения на них.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 20.11.2002 представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за октябрь 2002 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, а 26.11.2002 обратилось в ИМНС с заявлением о возмещении из бюджета 1 458 754 руб. данного налога, уплаченного при осуществлении экспортных операций.
Инспекция провела камеральную проверку данной декларации и документов, по результатам которой составила акт от 10.01.2003 N 5 и заключение от 20.01.2003 за тем же номером, а также приняла решение от 20.01.2003 N 5 об отказе налогоплательщику в возмещении из бюджета названной суммы НДС.
В обоснование принятого решения инспекция сослалась на "не поступление в бюджет НДС от поставщиков экспортируемой продукции". Кроме того, ИМНС указала на несоответствие счетов-фактур от 26.04.2002 N 000003, от 13.05.2002 N 000006 и N 000008, от 13.06.2002 N 000011, выставленных поставщиком товарно-материальных ресурсов ООО "Р.С.Т.", счетам-фактурам, представленным обществом для камеральной проверки, по которым завялено к возмещению 714 080 руб. НДС, а также на не подтверждение факта уплаты 707 674 НДС по счету-фактуре от 13.06.2002 N 000010.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно признал оспариваемое решение инспекции недействительным и обязал ИМНС возместить налогоплательщику 1 458 754 руб. НДС за указанный период, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В данном случае инспекция не оспаривает факты экспорта обществом товаров в октябре 2002 и уплаты НДС поставщику экспортируемых товаров - ООО "Р.Т.С".
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Вместе с тем невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных названными пунктами статьи 169 НК РФ, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Кассационная инстанция считает необоснованным довод жалобы инспекции о том, что несоответствие счетов-фактур, выставленных поставщиком товарно-материальных ресурсов - ООО "Р.Т.С.", счетам-фактурам, представленным обществом, является нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, а, следовательно, основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету и возмещению.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформлены надлежащим образом и содержат все необходимые сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
При этом как видно из двустороннего акта сверки расчетов (лист дела 105) суммы НДС, уплаченные поставщику по счетам-фактурам от 26.04.2002 N 000003, от 13.05.2002 N 000006, к возмещению из бюджета не предъявлены.
Выявленное налоговым органом несоответствие цены и общей стоимости товаров в счете-фактуре от 13.06.2002 N 000011 и даты выставления счета-фактуры от 13.05.2002 N 000008 не привело к завышению суммы НДС, заявленной к возмещению из бюджета. Это обстоятельство не оспаривается налоговым органом
Кроме того, удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что факт оплаты товара с уплатой НДС к цене данного товара в соответствиями со счетами-фактурами ООО "Р.Т.С.", подтверждается платежными поручениями, представленными обществом.
При таких обстоятельствах следует признать, что у налогового органа не было законных оснований для вынесения оспариваемого решения в части отказа обществу в возмещении из бюджета 1 421 754 руб. НДС за октябрь 2002 года.
В данном случае инспекция в доводах кассационной жалобы не приводит ссылок на доказательства, опровергающие выводы судебных инстанций о правомерности предъявления обществом к возмещению НДС из бюджета.
По существу доводы кассационной жалобы налогового органа направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции кассационной инстанции.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8456/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2003 г. N А56-8456/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника