Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2003 г. N А26-4043/03-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Асмыковича А.В., Малышевой Н.Н., рассмотрев 24.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.08.2003 по делу N А26-4043/03-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петрозаводский ЛПК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия (далее - инспекция) произвести возврат 33 018 руб. 24 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции изменило заявленные требования, в связи с чем просило признать недействительным отказ инспекции в возмещении 33 018 руб. 24 коп. налога с владельцев транспортных средств, изложенный в письме ИМНС от 22.05.2003 N 09-10/4157.
Решением от 18.08.2003 заявленные обществом требования удовлетворены полностью. Суд признал незаконным отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченного в 2002 году налога с владельцев транспортных средств, оформленный письмом от 22.05.2003 N 09-10/4157, и обязал инспекцию возвратить налогоплательщику 33 018 руб. 24 коп. данного налога.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182, в соответствии с которым осуществлялся перерасчет платежей по налогам и сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженностей по этим платежам по состоянию на 01.01.98, исходя из нового масштаба цен, не распространяется на ставки налогов и сборов.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 20.06.2002 представило в налоговый орган по месту учета декларацию по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год, согласно которой уплате в бюджет подлежало 181 800 руб. 50 коп. данного налога.
Затем налогоплательщик 14.10.2002 представил в инспекцию измененную декларацию по названному налогу за тот же налоговый период, в которой уменьшил сумму налога к уплате до 33 051 руб. 30 коп., ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О, которым признано несоответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах", позволявшее субъектам Российской Федерации устанавливать соответствующими законами ставки налога с владельцев транспортных средств, превышающие ставки, установленные в этом Законе.
По заявлению общества от 19.11.2002 N 1118 переплата по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 155 998 руб. 87 коп. направлена инспекцией на погашение задолженности по иным налогам (листы дела 10, 11).
Впоследствии налогоплательщик 23.04.2003 вновь направил в ИМНС уточненную декларацию по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год, согласно которой уплате в бюджет за этот период подлежало 33 руб. 06 коп. и обратился с заявлением от 24.04.2003 о возврате 33 018 руб. 24 коп. переплаты по налогу на расчетный счет общества.
Основанием для представления уточненной декларации по названному налогу послужила необходимость пересчета ставок этого налога исходя из нового масштаба цен согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 и постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182.
Письмом от 22.05.2003 N 09-10/4157 инспекция отказала обществу в возврате излишне уплаченного налога, указав, что если уплата налога производилась после вынесения Конституционным Судом Российской Федерации определений от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О, то налогоплательщику следует руководствоваться ставками налога, установленными новой редакцией Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1.
Общество, не согласилось с данным отказом в возврате 33 018 руб. 24 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходил из того, что ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" и указанные в ценах до деноминации российского рубля, подлежат пересчету в соответствии с новым масштабом цен.
Кассационная инстанция считает выводы суда ошибочными.
Ставки налога с владельцев транспортных средств установлены Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", который принят в 1991 году. Изменения в данный закон в установленном порядке не вносились.
Кроме того, пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" установил необходимость пересчета платежей по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженностей по этим платежам по состоянию на 01.01.1998 исходя из нового масштаба цен, но не ставок налога, установленных в фиксированных суммах.
В пункте 15 данного постановления Министерству финансов Российской Федерации поручено до 01.10.97 подготовить порядок пересчета установленных в твердых (фиксированных) суммах ставок (тарифов) страховых взносов и платежей по обязательным и добровольным видам государственного имущественного и личного страхования исходя из нового масштаба цен. Однако такого поручения в отношении определения порядка пересчета ставок налогов, установленных в твердых (фиксированных) суммах, названное постановление не содержит.
Пунктом 49 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" ставки налога, установленные статьей 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", определены в тех же размерах, которые существовали до деноминации российского рубля.
Таким образом, следует признать, что налогоплательщики не вправе произвольно изменять ставки налога с владельцев транспортных средств, исходя из нового масштаба цен.
Следовательно, эти ставки налога должны применяться в тех размерах, которые установлены федеральным законом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права следует отменить, а в удовлетворении заявленных обществом требований - отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.08.2003 по делу N А26-4043/03-28 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Петрозаводский ЛПК" требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Петрозаводский ЛПК" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2003 г. N А26-4043/03-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника