Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2003 г. N А26-2706/03-212
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 25.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.09.2003 по делу N А26-2706/03-212 (судья Яковлев В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 17.03.2003 N 05-04/85, от 17.03.2003 N 05-04/84, от 17.04.2003 N 05-04/108.
В порядке статьи 49 АПК РФ Общество уточнило свои требования и просило признать недействительным решение налоговой инспекции от 17.03.2003 N 05-04/85.
Решением от 05.09.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно предъявило к вычету 242 036 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2002 года, поскольку при проведении встречных проверок не подтвердился факт уплаты в бюджет НДС поставщиками Общества.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Как следует из материалов дела, Общество 20.11.2002 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС за октябрь 2002 года.
Налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации и документов, представленных Обществом по требованию налоговой инспекции, по вопросу правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов.
В ходе проверки установлено, что Общество необоснованно заявило к вычету 242 036 руб. НДС, в связи с тем, что не подтвержден факт уплаты НДС поставщиками Общества, о чем составлен акт от 17.02.2003.
На основании акта налоговая инспекция приняла решение от 17.03.2003 N 05-04/85 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уменьшить на 242 036 руб. сумму НДС, исчисленную в завышенных размерах, к возмещению за октябрь 2002 года.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, удовлетворяя требования Общества, указал на то, что нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) право налогоплательщика на налоговые вычеты не обусловлено поступлением в бюджет сумм налога от поставщиков налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, по операциям, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 названной нормы вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о несостоятельности довода налоговой инспекции о неправомерности предъявления налогоплательщиком к вычету 242 036 руб. НДС в связи с тем, что не подтвержден факт уплаты НДС в бюджет поставщиками Общества.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания возникновения и порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС из бюджета, не связывают его с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг.
Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС.
Факт оплаты Обществом сумм НДС его поставщикам подтверждено представленными налогоплательщиком счетами-фактурами и платежными поручениями. Кроме того, факт приобретения товаров и их принятие на учет налоговой инспекцией не оспаривается. Представленные счета-фактуры соответствуют требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ, налоговая инспекция не указала на нарушения в их оформлении в акте проверки и оспариваемом решении.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2706/03-212 от 05.09.2003 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Медвежьегорского района Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2003 г. N А26-2706/03-212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника