Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2003 г. N А52/1730/2003/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Псковской области на решение от 21.07.03 (судья Героева Н.В.) и постановление апелляционной инстанции от 30.09.03 (судьи Аброськина Е.И., Радионова И.М., Разливанова Т.А.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/1730/2003/2,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вике" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Псковской области от 13.05.03 N 06-341 в части уменьшения суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленной к возмещению за 4-й квартал 2002 года, на 67597 рублей 68 копеек.
Решением от 21.07.03 суд удовлетворил заявление Общества, установив нарушение налоговым органом статей 165 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Апелляционная инстанция постановлением от 30.09.03 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению налогового органа, Общество неправомерно предъявило к возмещению 68748 рублей НДС, поскольку в ходе встречных проверок установлено, что некоторые из поставщиков заявителя не подтвердили факт уплаты ими налога либо являются перепродавцами товара, а "Инспекция не располагает информацией об уплате их поставщиками сумм НДС", то есть "отсутствуют доказательства, подтверждающие уплату налога в бюджет поставщиками товара".
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 13.05.03 N 06-341 Инспекция, проверив в камеральном порядке декларацию Общества по ставке 0% за 4-й квартал 2002 года и документы, представленные для подтверждения его права на возмещение 84227 рублей НДС, установила факты вывоза товаров по экспортным контрактам за пределы таможенной территории Российской Федерации и получения налогоплательщиком экспортной выручки, а также уплаты им поставщикам экспортированных товаров суммы налога, предъявленной к возмещению. Однако налоговый орган признал неправомерным применение Обществом налоговых вычетов в сумме 68748 рублей, поскольку на день принятия данного решения отсутствуют "ответы на запросы по проведению встречных проверок поставщиков экспортируемого Обществом товара".
На этом основании Инспекция пунктом 2 решения от 13.05.03 N 06-341 уменьшила Обществу сумму налога, подлежащую возмещению за 4-й квартал 2002 года, на 68748 рублей.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление Общества, признав указанное решение недействительным в части уменьшения суммы НДС на 67597 рублей 68 копеек, которая не основана на нормах налогового законодательства и нарушает права заявителя.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, что подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). При таких обстоятельствах неправомерен довод налогового органа об "отсутствии доказательств, подтверждающих уплату НДС в бюджет поставщиками товара".
Следует также отметить, что поставщики реализованных на экспорт товаров являются самостоятельными налогоплательщиками и налоговые органы, обязанные в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, вправе в порядке статей 45-47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этими налогоплательщиками обязанностей, установленных Налоговым кодексом РФ, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, а также реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Поскольку Инспекция не оспаривает правомерность применения Обществом ставки 0% за 4-й квартал 2002 года и факт уплаты им 67597 рублей 68 копеек НДС поставщикам экспортированных товаров, что и является основанием для применения налоговых вычетов и возмещения НДС, суд правомерно признал недействительным решение налогового органа от 13.05.03 N 06-341 в части уменьшения на указанную сумму налога, предъявленного Обществом к возмещению за 4-й квартал 2002 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.03 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/1730/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2003 г. N А52/1730/2003/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника