Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2003 г. N А56-2656/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу Гибизова Т.А. (доверенность от 19.08.03 N 03-05/2041), от федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" Клевцова Д.В. (доверенность от 28.11.02 N Ю-11/507) и Петровой И.Р. (доверенность от 16.01.03 N Ю-11/39),
рассмотрев 09.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.03 по делу N А56-2656/03 (судьи Фокина Е.А, Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 08.01.03 N 01-30/56/4209 и требования от 08.01.03 N 4 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга.
Впоследствии Предприятие на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменило предмет заявленных требований и просило признать незаконными действия налогового органа по проведению выездной налоговой проверки структурного подразделения налогоплательщика и принятию решения по результатам этой проверки.
Решением суда от 02.06.03 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.09.03 решение суда от 02.06.03 отменено, в удовлетворении требований заявителю отказано.
На стадии кассационного обжалования на основании приказа Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 24.03.2003 N 04-08/87 произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 17.09.03 и оставить в силе решение от 02.06.03. По мнению подателя жалобы, вывод апелляционной инстанции о том, что Служба ведомственной охраны является филиалом Предприятия, не основан на материалах дела, а законодательство о налогах и сборах не допускает проведение самостоятельной выездной налоговой проверки структурного подразделения организации. Налогоплательщик считает, что Инспекция при проведении проверки и принятии решения по ее результатам нарушила положения статей 87, 89, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Так, решение о проведении налоговой проверки, принятое ненадлежащим налоговым органом, юридическому лицу не направлено, что повлекло нарушение права Предприятия в последующих стадиях проверки (составления акта, рассмотрения возражений, принятия решения). Заявитель в кассационной жалобе ссылается также на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы жалобы, а представитель Инспекции, считая их несостоятельными, просил оставить судебный акт без изменения.
Законность обжалуемого постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Инспекция решением от 16.09.02 N 2487/30 назначила выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления Службой ведомственной охраны Предприятия (далее - Служба) в бюджет подоходного налога с физических лиц (налога на доходы физических лиц), уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и единого социального налога за период с 01.01.99 по 01.01.02. Результаты проверки отражены в акте от 26.12.02 N 4209/30.
Инспекция, рассмотрев представленный Службой протокол разногласий от 26.12.02 N НО, вынесла решение от 08.01.03 N 01-39/56/4209 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде штрафов на основании статей 122 и 123 НК РФ.
В требовании от 08.01.03 N 4 налоговый орган предложил Предприятию уплатить в срок до 20.01.03 доначисленные налоги, а также пени и штрафы.
Налогоплательщик, не согласившись с порядком назначения и проведения проверки, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, сделал вывод о том, что Служба не является филиалом или представительством Предприятия, а налоговым законодательством (статьей 89 НК РФ) не предусмотрено проведение выездных налоговых проверок обособленных подразделений налогоплательщика. Таким образом, по мнению суда, Инспекция допустила нарушения порядка проведения выездной налоговой проверки и производства по делу о налоговом правонарушении, установленного статьями 89 и 101 НК РФ, что лишило Предприятие возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 названного Кодекса, а также повлекло принятие решения без учета доводов налогоплательщика. Вместе с тем суд отклонил как не получивший подтверждения и не имеющий значения для правильного разрешения спора довод налогоплательщика о том, что налоговым органом приняты два решения о привлечении к ответственности и два требования об уплате налогов, пеней и штрафов (в отношении Службы и юридического лица).
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции и посчитала, что Служба подпадает под определение понятия "филиал". Поскольку в полномочия руководителя этого филиала включено представление интересов налогоплательщика - юридического лица в налоговых органах по вопросам, входящим в сферу деятельности указанной Службы, вручение ему решения о проведении Инспекцией проверки не противоречило положениям налогового законодательства. Суд указал, что в период проверки руководитель исполнял свои обязанности, а возражения на акт проверки налогового органа в части причин возникновения недоимки, представленные Службой, аналогичны возражениям, заявленным Предприятием при рассмотрении дела.
Налоговое законодательство не содержит самостоятельного понятия "филиал", в связи с чем на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ это понятие применяется в том значении, в каком оно используется в нормах гражданского права.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
На основании Положения о службе ведомственной охраны федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" апелляционная инстанция сделала вывод о том, что Предприятие наделило Службу статусом филиала. Однако суд не учел, что обязательным условием для признания структурного подразделения филиалом требуется указание на это в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таких доказательств в материалах дела нет.
В связи с этим у Инспекции отсутствовали основания для проведения проверки Службы независимо от проверки самого налогоплательщика, что следует из положений абзаца второго статьи 89 НК РФ, а проведенная выездная налоговая проверка обособленного структурного подразделения признается проверкой самого налогоплательщика.
Неправомерен и вывод апелляционной инстанции о том, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, приняв к рассмотрению измененные налогоплательщиком требования, заявленные после истечения трехмесячного срока, предусмотренного положениями пункта 4 статьи 198 АПК РФ. Поскольку Предприятие обратилось в арбитражный суд в январе 2003 года, а в мае 2003 года подало ходатайство об изменении только предмета требований, и суд принял его к рассмотрению, у апелляционной инстанции отсутствовали основания исчислять установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срок с момента подачи такого ходатайства.
Вместе с тем действия налогового органа по проведению налоговой проверки сами по себе не нарушают прав налогоплательщика, поскольку до принятия решения не влекут в отношении него каких-либо негативных последствий. Указанные заявителем доводы служат основанием для оспаривания принятого по результатам такой проверки решения. Из пояснений сторон следует что в настоящее время в производстве Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривается дело о признании недействительным решения Инспекции от 08.01.03 N 01-39/56/4209.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно отменила решение суда первой инстанции и отказала Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогоплательщика.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.03 по делу N А56-2656/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2003 г. N А56-2656/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника