Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2003 г. N А13-3968/03-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 22.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области на решение от 23.07.2003 (судья Маганова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.09.2003 (судьи Чельцова Н.С., Ковшикова О.С., Ваулина Т.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3968/03-05,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Простор" (далее - общество) 2 323 руб. 70 коп. штрафов.
Решением суда от 23.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2003, заявление инспекции удовлетворено частично.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление суда в части отказа во взыскании 100 руб. штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и 100 руб. за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по единому социальному налогу. Налоговый орган в обоснование жалобы ссылается на нарушение судами норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленных обществом налоговых деклараций за 9 месяцев 2002 года по налогам на имущество, на прибыль, на пользователей автомобильных дорог, на рекламу, по целевому сбору на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования, расчета авансовых платежей по единому социальному налогу.
При проверке установлен ряд нарушений налогового законодательства.
На основании материалов проверки инспекцией вынесено решение от 07.02.2003 N 55 о привлечении общества к налоговой ответственности.
Требование об уплате санкций обществом добровольно не исполнено, в связи с чем инспекция 23.05.2003 обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафов.
При проверке установлено, что налогоплательщик 27.11.2002, то есть с нарушением сроков, представил в инспекцию декларацию за 9 месяцев 2002 года по налогу на пользователей автомобильных дорог и расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2002 года. Срок представления названных декларации и расчета - 30.10.2002 и 20.10.2002 соответственно.
За указанное нарушение инспекция на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ привлекла общество к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года в виде 100 руб. штрафа и за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2002 года в виде 100 руб. штрафа.
Судебные инстанции отказали инспекции по взыскании названных штрафов, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
Согласно статье 240 и пункту 7 статьи 243 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, по итогам которого не позднее 30 марта следующего года налогоплательщиком представляется налоговая декларация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 243 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков по итогам отчетного периода (которым согласно статье 240 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) производить исчисление и уплату авансовых платежей по налогу исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода.
Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик должен отражать в расчете, который подлежит представлению в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Анализ сведений, подлежащих отражению в расчете авансовых платежей по единому социальному налогу, позволяет сделать вывод о том, что расчет авансовых платежей и декларация по единому социальному налогу - это два самостоятельных документа, отличающихся по форме, содержанию, назначению и влекущих разные правовые последствия.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным кодексом.
Поскольку в главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации разграничиваются понятия "налоговая декларация по единому социальному налогу" и "квартальные расчеты авансовых платежей" по этому налогу, несвоевременное представление последних не может повлечь применение ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ в отношении налоговой декларации.
На это же указано и в пункте 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Поскольку в расчете содержатся сведения, необходимые для целей налогового контроля, за его несвоевременное представление может применяться ответственность, предусмотренная статьей 126, а не статьей 119 НК РФ.
Таким образом, в главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации даны разные определения понятий "расчет авансовых платежей по единому социальному налогу" и "налоговая декларация", а главой 6 кодекса предусмотрены разные юридические последствия нарушения сроков их представления.
Неправильная квалификация налоговой инспекцией вмененного Обществу налогового правонарушения свидетельствует о незаконности принятого ею решения, а следовательно, на основании этого решения не могут быть взысканы налоговые санкции.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ налоговым правонарушением признается непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что срок представления налогоплательщиком декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог законодательно не установлен.
В соответствии со статьей 4 НК РФ Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не может изменять или дополнять указанные акты.
Следовательно, общество в силу статьи 108 НК РФ не может быть привлечено к налоговой ответственности за непредставление декларации по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Таким образом, судебные инстанции правомерно отказали инспекции во взыскании 100 руб. штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.09.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3968/03-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2003 г. N А13-3968/03-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника