Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2003 г. N А05-3324/03-180/26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Архангельскоблгаз" Горохова А.В. (доверенность от 04.01.2003), рассмотрев 23.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскоблгаз" на решение от 30.05.2003 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 (судьи Бекарова Е.И., Шашков А.Х., Скворцов В.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3324/03-180/26,
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельскоблгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными требований Управления по Архангельской области Федеральной службы налоговой полиции России (далее - налоговая полиция) от 14.03.2003 N 2/3-2312 и от 14.03.2003 N 2/3-2313 о предоставлении данных об объемах газа, реализованного Обществом в адреса конечных потребителей и организаций посредников
Решением суда от 30.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2003, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять по данному делу новый судебный акт.
Налоговая полиция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с возникшей необходимостью, на основании статьи Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" налоговая полиция направила Обществу требования от 14.03.2003 N 2/3-2312, N 2/3-2313 о предоставлении сведений об объемах газа, реализованного в адрес конечных потребителей (в том числе электростанций, заводов) и в адрес посредников и данных о поставщиках газа для Общества за период с 01.01.2000 по 14.03.2003.
Считая указанные требования незаконными, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, судебные инстанции сделали вывод, что оспариваемые требования направлены Обществу в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с возложенными на органы налоговой полиции задачами.
Кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, а также обеспечения собственной безопасности.
Пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.08.95 N 144-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18.07.97 N 101-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 05.01.99 N 6-ФЗ, от 30.12.99 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ) "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон "Об ОРД") федеральным органам налоговой полиции предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона "Об ОРД" задачами оперативно-розыскной деятельности является следующее: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 7 названного Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьями 20, 21, 22 Закона "Об ОРД" контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также прокурорский надзор и ведомственный контроль. Обжалование в арбитражный суд действий, бездействия, решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, названным Законом не предусмотрено.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду в порядке административного судопроизводства подведомственны экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Кроме того, арбитражному суду подведомственны и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Как следует из статьи 137 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщик вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, в том числе путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с положениями статей 30, 36 НК РФ, а также Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" органы налоговой полиции не относятся к налоговым органам, а являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Следовательно, положения статей 137 и 138 НК РФ не распространяются на обжалование действий или бездействия должностных лиц органов налоговой полиции.
Согласно статье 20 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 АПК РФ, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности в статье 138 НК РФ, статье 13 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", статье 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Как видно из материалов дела, направляя оспариваемые требования, налоговая полиция действовала в рамках Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" и Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Указанными законодательными актами возможность обжалования в арбитражный суд действий или бездействия должностных лиц органов налоговой полиции не предусмотрена.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 6 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3324/03-180/26 отменить.
Производство по делу прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Архангельскоблгаз" из федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2003 г. N А05-3324/03-180/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника