Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2004 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 февраля 2004 г. N А42-4836/03-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Севремстрой" Матекина Г.В. (доверенность от 15.08.03),
рассмотрев 03.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севремстрой" на решение от 28.08.03 (судья Хамидуллина Р.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 05.11.03 (судьи Драчева Н.И., Соломонко Л.П., Янковая Г.П.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4836/03-28,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Севремстрой" (далее - общество) 46 441 руб. 37 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год.
Решением суда от 28.08.03 заявленные обществом требования частично удовлетворены: суд постановил взыскать с общества 45 226 руб. 87 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Во взыскании 1 214 руб. 50 коп. пеней отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.11.03 решение суда оставлено без изменения.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2004 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "от 15.10.01 N 167-ФЗ" следует читать "от 15.12.01 N 167-ФЗ"
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 26 Федерального закона от 15.10.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), а также статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что начисление пеней на авансовые платежи по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление фонда о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Как следует из материалов дела, общество, являясь в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователем по обязательному пенсионному страхованию, представило в Инспекцию по Кольскому району Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам расчеты по авансовым платежам по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев 2002 года, согласно которым сумма начисленных авансовых платежей составила 1 699 813 руб. 45 коп. (листы дела 41, 44, 47). Из копии лицевого счета страхователя усматривается, что авансовые платежи по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с 16.02.02 по 31.12.02 уплачивались несвоевременно (листы дела 15-22, 35-36). Указанный факт ответчиком не оспаривается.
Управлением фонда в адрес общества направлено уведомление от 20.03.03 N 36 (лист дела 9) и требование от 07.04.03 N 30, в котором страхователю предложено уплатить в десятидневный срок со дня получения требования 46 441 руб. 37 коп. пеней (лист дела 11). Поскольку в установленный срок требование обществом не исполнено, Управление фонда обратилось с заявлением о взыскании пеней в арбитражный суд.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что при расчете суммы пеней допущена арифметическая ошибка, что привело к завышению суммы, подлежащей взысканию. Сумма пеней, рассчитанная с учетом исправленной арифметической ошибки, составляет 45 226 руб. 87 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, в финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов, являются индивидуально возмездными платежами и регулируются специальными законодательными актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона N 167-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом сроки.
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 и пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страхователь производит исчисление и уплату авансовых платежей ежемесячно. Однако эти суммы авансовых платежей не являются окончательными и подлежат корректировке по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года в соответствии с абзацем вторым статьи 23 и абзацем четвертым пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ. Согласно последней норме, "разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю".
Следовательно, сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца. Дополнительно этот вывод подтверждается тем, что согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, который представляется по итогам отчетного периода. Таким образом, контроль за уплатой авансовых платежей, а также начисление пеней могут осуществляться только по итогам отчетного периода - первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года.
Кассационная инстанция обращает особое внимание на то, что в статье 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячные платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации называются авансовыми платежами, а сумма, подлежащая уплате в соответствии с расчетом (декларацией), - страховыми взносами. Статья 26 Закона N 167-ФЗ предусматривает взыскание пеней только за неуплату страховых взносов. Начисляя пени помесячно орган Пенсионного фонда Российской Федерации фактически после сдачи расчета или декларации переводит ранее уплаченные суммы из категории "авансовые платежи" в категорию "страховые взносы" и производит начисление пеней "задним числом" исходя из этой последующей переквалификации.
Согласно расчету, принятому судебными инстанциями, пени начислены обществу за каждый месяц просрочки. На основании изложенного кассационная инстанция считает, что суд неправильно применил нормы Закона N 167-ФЗ, в связи с чем судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене.
При новом рассмотрении дела суду надлежит проверить правильность расчета пеней Управлением фонда, а также размер задолженности общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 28.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.03 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4836/03-28 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2004 г. N А42-4836/03-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2004 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка