Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 января 2004 г. N А05-8450/03-10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 29.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2003 по делу N А05-8450/03-10 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лесной аудит" (далее - Общество) 840 руб. штрафных санкций.
Решением суда от 30.09.2003 с общества взыскано 318 руб. 60 коп. В остальной части в заявлении отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы суд неправильно применил нормы материального права, посчитав, что в четвертом квартале 2002 года налог на пользователей автодорог не установлен.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка по вопросу соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.04.2000 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 15.05.2003 N 01/1-20-19/911 дсп.
В ходе проверки были установлен факт неуплаты в 2002 году 319 руб. налога на имущество, 2 874 руб. налога на пользователей автодорог и 1 114 руб. налога на прибыль.
Налоговой инспекцией 06.06.2003 вынесено решение N 01/1-20-19/2238 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату указанных налогов в виде взыскания соответственно 64 руб., 575 руб. и 205 руб. штрафа.
На основании вынесенного решения обществу направлено требование от 06.06.2003 N 01/1-20-19/970 об уплате налоговых санкций.
Данное требование обществом не исполнены, в связи с чем налоговый орган обратился в суд.
Общество признало заявленные требования в части уплаты штрафа по налогу на прибыль в сумме 205 руб. и 49,80 руб. штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог, исчисленного с выручки, полученной до 01.09.2002.
Суд первой инстанции принял признание иска в указанной части. Суд также взыскал с ответчика 63,80 руб. штрафа по налогу на имущество.
Отказывая во взыскании штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог, исчисленного с выручки за четвертый квартал 2002 года, суд указал, что c 01.09.2002 утратил силу подпункт "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливающий налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. При этом нормы Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие транспортный налог, вступили в силу с 01.01.2003. Таким образом, с 01.09.2002 по 01.01.2003 отсутствуют основания для взимания налога на пользователей автомобильных дорог.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, неправомерно отказал налоговой инспекции в удовлетворении требований о взыскании штрафа за неуплату указанного налога.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.
Вместе с тем статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.2001, а действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено. Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие указанного постановления приостановлено и на 2002 год.
В соответствии со статьей 2 и 21 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ пункт 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог. Одновременно из пункта 1 статьи 19 названного закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог.
Названная норма согласно статье 21 Закона N 110-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Вместе с тем в силу статей 9 и 21 Закона N 110-ФЗ статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах", предусматривающая уплату налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог, утрачивает силу с 01.01.03.
Кроме того, в статье 4 Закона N 110-ФЗ установлены особенности исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год налогоплательщиками с различной учетной политикой, а в статье 16 названного закона - сроки и порядок уплаты налога за 2002 год субъектами малого предпринимательства. При этом в статье 4 Закона N 110-ФЗ предусмотрено, что моментом определения налоговой базы для исчисления этого налога является 01.01.03.
Таким образом, норма статьи 2 Закона N 110-ФЗ противоречит содержащимся в нем положениям статей 4, 9, 16 и 21. Между тем системное толкование приведенных норм во взаимосвязи с другими федеральными законами устраняет эти противоречия.
Основанием для исключения из Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, в том числе налога на пользователей автомобильных дорог, является введение с 01.01.03 транспортного налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 НК РФ.
Статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах", предусматривающая уплату налога на пользователей автомобильных дорог, его ставку и льготы по уплате названного налога, утратила силу с 01.01.03.
Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог в 2002 году исчислялся и уплачивался налогоплательщиками в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах" и статьей 4 Закона N 110-ФЗ.
В связи с этим положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ вступают в силу с 01.01.03.
статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.2003.
Таким образом, суд сделал неправильный вывод о том, что с выручки, полученной в четвертом квартале 2002 года, налогоплательщики не обязаны уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог, поскольку он не установлен.
Кассационная инстанция считает решение суда подлежащим частичной отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2003 по делу N А05-8450/03-10 отменить в части отказа во взыскании 49,80 руб. штрафа за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлены опечатки
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лесной аудит" 49,80 руб. штрафа и 3,74 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2004 г. N А05-8450/03-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка