Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 января 2004 г. N А26-3017/03-214
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Зубаревой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия Шаровой В.А. (доверенность от 13.01.2004), от ОАО "Карельский окатыш" Харламовой М.В. (доверенность от 16.06.2003),
рассмотрев 29.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия на решение от 13.08.2003 (судья Аедреев А.П.) и постановление апелляционной инстанции от 15.10.2003 (судьи Романова О.Я., Морозова Н.А., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3017/03-214,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения налогового органа от 06.05.2003 N 17 и требования об уплате недоимки по налогу на имущество за 9 месяцев 2000 года и штрафа от 06.05.2003.
Решением суда от 13.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.10.2003 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы налогового законодательства - Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон о налоге на имущество), Законов Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗPK "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 384-3PK) и от 17.07.2000 N 417-ЗРК "О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Карелия N 384-ЗPK "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборов на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 417-ЗPK).
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом измененных расчетов по налогу на имущество за 1999, 2000 и 2001 годы, в которых заявило к возврату из бюджета, уменьшив ранее начисленные и уплаченные суммы налога, 7 332 647 руб., о чем составила акт от 10.04.2003.
Из акта проверки усматривается, что Общество неправомерно в измененных расчетах за 2000 год применило пониженную ставку налога на имущество на основании пункта 6 статьи 3 Закона N 384-ЗРК. По мнению налоговой инспекции оснований для применения льготы не было, так как Законом N 417-ЗPK в статью 3 Закона N 384-ЗPK внесены изменения и предоставленная этой статьей льгота отменена. Кроме того, Общество в 2000 году не своевременно уплачивало текущие платежи по налогу на имущество, а согласно статье 3 Закона N 384-ЗPK в этом случае льгота не применяется.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла решение от 06.05.2003 N 17, о привлечении заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 3 849 280 руб. штрафа за неуплату налога на имущество за 9 месяцев 2000 года. Обществу предложено уплатить в бюджет 19 246 401 руб. налога и отразить в лицевой карточке за 2 600 413 224 000 руб. налога, в том числе 6 757 731 руб. - за 4 квартал 2000 года.
Судебными инстанциями решение налогового органа признано недействительным. Суд посчитал, что оснований для привлечения к ответственности за неуплату налога за 9 месяцев 2000 года не имеется, так как налоговый период по налогу на имущество составляет один год. За 9 месяцев вносится авансовый платеж, применение ответственности за неуплату которого налоговым законодательством не предусмотрена. Общество пправомерно применяло льготную ставки налога на имущество.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда обоснованным.
В силу пункта 1 статьи 122 Кодекса штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты им сумм налога.
В соответствии с положениями статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Как установлено статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.
Таким образом, по итогам 9 месяцев 2000 года ответчиком вносился авансовый платеж по налогу.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Поскольку в статье 122 Кодекса прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.
Судебные инстанции также обоснованно признали, что Общество правомерно в 4 квартале 2000 года применило льготную ставку налога на имущество 1,1%.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона N 384-ЗPK установлена ставка налога на имущество предприятий в размере 1,1% - для предприятий, осуществляющих добычу и обогащение рудного сырья для черной металлургии.
При этом в статье 29 этого Закона указано, что налоговые льготы, пониженные ставки налогов, установленные Законом для предприятий и организаций, предоставляются при условии своевременной и полной уплаты ими текущих налоговых платежей в бюджеты Республики Карелия и при отсутствии у предприятия, организации увеличения недоимки по платежам в бюджеты Республики Карелия.
Законом N 417-ЗPK внесены изменения в Закон N 384-ЗPK, и пункт 6 статьи 3 исключен. Законом N 417-ЗPK установлено, что он вступает в силу с 1 октября 2000 года.
Вместе с тем, как указывалось выше, налоговым периодом по налогу на имущество является один год.
Из пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что Закон N 417-3PK вступил в силу с 01.01.2001, а налоговой инспекцией не представлены доказательства несвоевременного перечисления Обществом текущих платежей по налогу на имущество.
Судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.2003 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3017/03-214 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2004 г. N А26-3017/03-214
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника