Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 января 2004 г. N А44-2161/03-С13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В.,
при участии от ООО "Эглэ" директора Сухорукова В.Ф. (протокол от 19.12.01 N 4),
рассмотрев 28.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.10.2003 по делу N А44-2161/03-С13 (судья Бочарова Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эглэ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород (далее - ИМНС, инспекция) от 18.04.2003 N 17-12/218 в части необоснованности предъявления к возмещению налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за IV квартал 2002 года и обязании налогового органа возместить из бюджета 73 427 руб. НДС.
Решением суда от 09.10.2003 заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 09.10.2003 и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, для возмещения НДС в бюджете должен быть сформирован источник за счет надлежащего исполнения обязательств всеми участниками гражданско-правовых сделок. Инспекция считает, что в связи с отсутствием факта поступления НДС со стороны поставщиков экспортера - обществ с ограниченной ответственностью "Строй-Монтаж", "Инвест-Строй", "Информ-проект" (далее - ООО "Строй-Монтаж", ООО "Инвест-Строй", ООО "Информ-проект") отсутствуют и основания для возмещения из бюджета 73 427 руб. НДС экспортеру, поскольку все негативные последствия, связанные с неисполнением обязательств участниками гражданско-правовых сделок не могут быть переложены на бюджет.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество представило в ИМНС декларацию по налоговой ставке 0% за IV квартал 2002 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подтверждающие его право на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций.
Инспекция провела камеральную проверку данной декларации и документов, по результатам которой составила акт от 04.04.2003 N 17-12/218 и с учетом возражений налогоплательщика приняла решение от 18.04.2003 N 17-12/218 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Пунктом 2 данного решения ИМНС отказала обществу в возмещении 73 427 руб. НДС, в связи с отсутствием в бюджете источника для возмещения этой суммы налога.
В обоснование принятого решения в части отказа в возмещении обществу 73 427 руб. НДС инспекция сослалась на неправомерное предъявление обществом к возмещению названной суммы налога, так как встречными проверками не подтвержден факт уплаты НДС в бюджет поставщиками материальных ресурсов, использованных налогоплательщиком при осуществлении экспортных операций. При этом ИМНС указала на то, что действующее налоговое законодательство, и в частности статья 171 НК РФ, определяющее право предприятий-экспортеров на возмещение НДС предполагает изначальное поступление НДС в бюджет, а, следовательно, при непоступлении этого налога в бюджет отсутствуют гарантии для его последующего возмещения.
Общество не согласилось с указанным решением ИМНС в части отказа в возмещении 73 427 руб. НДС и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа в части отказа в возмещении 73 427 руб. НДС недействительным и обязал ИМНС возместить обществу названную сумму НДС по экспортным операциям за IV квартал 2002 года, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено уплатой поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реальным экспортом этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено и инспекцией не оспаривается, что общество представило в ИМНС полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в подтверждение факта экспорта товаров, а также применения налоговых вычетов.
В оспариваемом решении инспекции не указано на отсутствие у налогоплательщика документов, предусмотренных статьями 171-172 НК РФ, либо на их несоответствие требованиям статьи 169 НК РФ. ИМНС не представила в суд первой инстанции и доказательств, опровергающие данные обстоятельства.
Напротив, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факты приобретения обществом у ООО "Строй-Монтаж", ООО "Инвест-Строй" и ООО "Информ-проект" товарно-материальных ценностей, используемых при экспорте товаров, и их оплаты с учетом НДС.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность экспортера при предъявлении НДС к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиком экспортируемых товаров выручки, полученной по его счетам-фактурам от покупателя за приобретенные товары (работы, услуги), а также перечисления в бюджет полученных от покупателя сумм налога.
В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).
Таким образом, следует признать, что общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за IV квартал 2002 года.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для принятия оспариваемого решения в части отказа обществу в возмещении из бюджета 73 476 руб. НДС.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.10.2003 по делу N А44-2161/03-C13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2004 г. N А44-2161/03-С13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника