Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 февраля 2004 г. N А56-26047/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Асмыковича А.В. и Клириковой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дилар" Большаковой Е.А. (доверенность от 29.06.03),
рассмотрев 02.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.03 по делу N А56-26047/03 (судья Рыбаков С.П.).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дилар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) N 19, принятого по результатам проверки декларации Общества по ставке 0% за декабрь 2002 года, и об обязании налогового органа возвратить заявителю 551 535 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащих возмещению за указанный период.
Решением от 19.09.03 суд удовлетворил данное заявление, установив факт выполнения Обществом требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда. При этом налоговый орган считает, что Обществу обосновано отказано в возмещении оспариваемой суммы НДС, так как "на момент окончания камеральной проверки" отсутствовали ответы на запросы Инспекции, "в связи с чем принято решение не возмещать НДС до получения положительных ответов по поставщикам". Кроме того, по мнению налогового органа, в данном случае имеет место "ложный экспорт", что подтверждается письмом Управления по борьбе с экономическими преступлениями от 26.08.03 N 4/4050 и постановлением заместителя прокурора Ленинградской области от 19.11.03 о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, в котором указано, что "18.02.03 в ходе таможенного досмотра груза установлено, что прибор представляет собой имитацию или муляж прибора".
Стороны в установленном порядке извещены о времени и месте слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
В соответствии с решением N 19 (лист дела 11) Инспекция, ссылаясь на протокол от 21.03.03 N 3, отказала Обществу в возмещении 551 535 рублей "входного НДС за декабрь 2002 года". Данное решение не содержит даты его принятия, однако вручено налогоплательщику только 24.07.03 и без указанного протокола, а в ходе судебного разбирательства установлено, что отказ в возмещении налога основан на том, что у налогового органа отсутствовали "положительные" результаты проверки поставщиков Общества.
Кассационная инстанция считает, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права Общества.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы. В свою очередь налоговый орган не позднее трех месяцев со дня представления этих документов должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов на основании документов, указанных в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортированных товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих перечисление в бюджет сумм НДС поставщиками Общества.
Следует также отметить, что поставщики экспортированных товаров являются самостоятельными налогоплательщиками. Вместе с тем именно налоговые органы, обязанные в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, вправе в порядке статей 45-47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этими налогоплательщиками обязанностей, установленных Налоговым кодексом РФ и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Несостоятельны и доводы Инспекции о "ложном экспорте", которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, а письмо от 26.08.03 N 4/4050 и постановление от 19.11.03 не являлись основанием для принятия оспариваемого решения налогового органа и не представлены как в ходе судебного разбирательства так и ходе кассационного обжалования принятого по делу судебного акта. Кроме того, наличие в экспортной поставке "имитации или муляжа" выявлено в ходе таможенного досмотра 18.02.03, что не опровергает факт вывоза товаров в таможенном режиме экспорта в декабре 2002 года, установленный на основании документов, представленных в порядке пункта 1 статьей 165 НК РФ.
В данном случае Инспекция не оспаривает обоснованность применения Обществом ставки 0% за декабрь 2002 года и соответствие представленных документов требованиям пункта 1 статьи 165 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, а также факт уплаты им 551 535 рублей НДС при осуществлении экспортных операций, что и является основанием для применения вычетов и возмещения НДС. При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение Инспекции (без даты) N 19 недействительным, обязав ее возвратить Обществу оспариваемую сумму налога за декабрь 2002 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.03 по делу N А56-26047/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2004 г. N А56-26047/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника