Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 января 2004 г. N А56-21605/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Эльт Л.Т., судей Бухарцева С.Н. и Корпусовой О.А., при участии от Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения России" Шумлянской Е.О. (доверенность от 22.09.03 N Ю-11/826), Клевцова Д.В. (доверенность от 22.09.03 N Ю-11/507), Суркова О.Н. (доверенность от 15.01.03 N Ю-11/18), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Щетникова М.Е. (доверенность от 08.09.03),
рассмотрев 21.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение от 07.08.2003 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2003 (судьи Слобожанина В.Б., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21605/03,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения России" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 16.06.03 N 07-31/226 об отказе в возмещении 5 166 352 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2003 года и об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 07.08.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.03, требования предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд не применил, подлежащие применению пункты 5 и 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); посчитал установленными недоказанные обстоятельства и неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной предприятием декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за апрель 2003 года, а также предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение указанной ставки налога и налоговых вычетов, результаты которой отразила в акте от 10.06.2003.
На основании акта проверки инспекцией принято решение от 20.05.2003 N 07-31/209, согласно которому налоговый орган признал обоснованным возмещение 114 300 142 руб. налога на добавленную стоимость и отказал предприятию в возмещении 5 166 352 руб. в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 165 НК РФ.
В указанной налоговой декларации предприятие предъявило к возмещению сумму налога в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении и транспортировке экспортируемых грузов за пределы территории Российской Федерации. В подтверждение обоснованности применения ставки ноль процентов и налоговых вычетов предприятие представило в налоговую инспекцию письма расчетного центра Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) - "Желдоррасчет".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работы (услуги) по транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров облагаются по ставке ноль процентов. Согласно подпункту 4 пункта 1 той же статьи по ставке ноль процентов облагаются и услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, при оказании железными дорогами услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) при поступлении выручки в иностранной валюте на валютный счет Министерства путей сообщения Российской Федерации - расчетные письма уполномоченного органа Министерства путей сообщения Российской Федерации (их копии) о распределении выручки в иностранной валюте за перевозки экспортируемых и транзитных товаров;
2) при получении выручки в валюте Российской Федерации:
выписки банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, на счет железной дороги с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ;
копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"). При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, судами через морские порты - копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"), а также с отметкой порта о приеме товаров для дальнейшего экспорта (транзита).
Согласно пункту 6 статьи 165 НК РФ при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 НК РФ;
2) реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Как установлено судебными инстанциями, предприятие не представило в налоговую инспекцию указанные документы. Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, согласились с доводами предприятия о невозможности представления документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 165 НК РФ.
Между тем указанный вывод не основан на нормах материального права.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает необходимость обоснования права на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов строго определенными документами, поэтому вывод суда о возможности непредставления предприятием документов, перечисленных в пунктах 5 и 6 статьи 165 НК РФ, и замены этих документов иными документами противоречит закону.
Соответствие Конституции Российской Федерации норм статьи 165 НК РФ, устанавливающих обязательность представления в налоговый орган указанных в ней документов, подтверждена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-п.
Вместе с тем в упомянутом постановлении указывается, что федеральный законодатель, обладающий достаточно широким усмотрением в определении перечня документов, представление которых необходимо для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, включил в него документы, предусмотренные как нормами частного права, для которого характерны общедозволительный метод регулирования, диспозитивность, так и нормами публичного права. Документы, предусмотренные нормами публичного права, отличаются незаменимостью, исключительностью, строгой формальной определенностью и зачастую являются основанием для ведомственных проверок соблюдения должностными лицами своих обязанностей.
Как правильно установили суды первой и апелляционной инстанций, Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" и иные правовые акты предусматривают особый порядок расчетов за железнодорожные перевозки. В частности, пунктом 2 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного приказом Центрального банка Российской Федерации от 25.03.94 N 82 по согласованию с МПС России, установлено, что исходя из особенности организации железнодорожных перевозок грузов и пассажиров и расчетов за них денежные поступления от перевозок, зачисляемые на доходные счета МПС, открытые железным дорогам, принадлежат им не полностью и должны распределяться между железными дорогами - участницами перевозок.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 848, функция распределения между железными дорогами доходов от перевозок принадлежит МПС России.
Поэтому требование налоговой инспекции о представлении предприятием выписки банка, подтверждающей зачисление денежных средств на счет МПС России, не основано на законе, поскольку на указанный счет поступает выручка от реализации услуг железными дорогами России в целом, а не только заявителя. Конкретная доля названной выручки, причитающаяся предприятию за оказанные им услуги, распределяется ему МПС России в установленном порядке и подтверждается расчетными письмами центра "Желдоррасчет", которые обоснованно приняты судом в качестве доказательств, поскольку содержат ту же информацию, что и выписки банка, указанные в статье 165 НК РФ.
Изложенная позиция соответствует постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-п.
Что касается реестров единых международных перевозочных документов, то их непредставление в налоговый орган предприятие обосновывает следующими обстоятельствами.
В случае, если реализация железнодорожных билетов производится не предприятием, а другими железными дорогами России, то законодательство не предусматривает обязанность указанных железных дорог передавать копии реестров налогоплательщику, заявляющему сумму налога к возмещению из бюджета. Кроме того, ввиду чрезвычайно большого количества реестров их ксерокопирование технически затруднено.
В случае, если реализация железнодорожных билетов производится иностранными железными дорогами, то в соответствии с международными соглашениями о железнодорожных перевозках предусматривается составление и передача не реестров железнодорожных документов, а сальдовых ведомостей.
Удовлетворяя требование предприятия, суды первой и апелляционной инстанций согласились с изложенными доводами.
Между тем требования пунктов 5 и 6 статьи 165 НК РФ сформулированы как императивные и поэтому не допускают их невыполнения по причине технических затруднений для лица, желающего воспользоваться льготной налоговой ставкой. Наличие указанных реестров у российских железных дорог, оформляющих билеты, заявитель подтверждает (том 1, лист дела 3).
В случае признания обоснованным довода предприятия о затруднительности получения копий реестров суду следовало исходить из положений статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность суда содействовать лицам участвующим в деле, в получении необходимых доказательств по делу от других лиц.
Кроме того, в случае признания основательными доводов предприятия о значительном объеме реестров единых перевозочных документов, формируемых другими железными дорогами России, суду следует рассмотреть вопрос о возможности проведения между сторонами сверки с представлением в материалы дела ее результатов. При этом необходимо принять во внимание, что пункт 6 статьи 165 НК РФ и иные акты законодательства не предусматривают конкретных требований к форме и содержанию реестров единых перевозочных документов. Поэтому в случае формирования указанных реестров железными дорогами в электронном виде суду следует дать оценку возможности использовать при сверке их электронные, а не бумажные копии.
При новом рассмотрении дела суду также необходимо учесть, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 образовано открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в которое вошло и предприятие. Указанное акционерное общество представляет собой единое юридическое лицо и налогоплательщика.
Что касается проездных документов, оформляемых иностранными железными дорогами, то в случае, если суд признает, что в соответствии с международными соглашениями реестры железнодорожных документов не составляются, ему следует обсудить вопрос о необходимости исследования сальдовых ведомостей или иных документов, которые составляются вместо реестров. Указанное вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2003 N 12-п.
Во всяком случае факт оказания услуг, в счет которых предприятием получена выручка, должен быть установлен судом на основании доказательств, подтверждающих такой факт.
В ходе камеральной проверки также установлено, что предприятие предъявило к возмещению из бюджета сумму налога на добавленную стоимость по услугам (работам), оказанным передаточными поездами на основании договора от 30.11.2001 N 3/2002, заключенному предприятием с железнодорожной компанией Финляндии - ВР Лтд. Выручка за оказанные услуги поступила на валютный счет предприятия не в полном объеме.
Удовлетворяя требование предприятия, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что вопрос о правомерности незачисления экспортной выручки находится за пределами настоящего спора.
Однако в соответствии со статьей 165 НК РФ представление выписки банка, подтверждающей зачисления выручки, является обязательным условием применения налоговой ставки ноль процентов. Каких-либо исключений из названного правила в отношении операций, осуществленных предприятием, закон не предусматривает.
Поэтому при новом рассмотрении суду следует проверить, в каком объеме денежные средства подлежали зачислению на счет предприятия в соответствии с условиями договора от 30.11.2001 N 3/2002, и дать оценку доводам налоговой инспекции.
Поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 07.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21605/03 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Т. Эльт |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2004 г. N А56-21605/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника