Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 февраля 2004 г. N А56-14589/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Асмыковича А.В. и Клириковой Т.В., при участии от закрытого акционерного общества "МНТО ИНСЭТ" Дашковского Ю.И. (доверенность от 23.09.03) и Митрошиной О.А. (доверенность от 05.05.03), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга Шаманова В.В. (доверенность от 05.01.04 N 13/4),
рассмотрев 02.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение от 14.07.03 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 21.10.03 (судьи Фокина Е.А., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14589/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "МНТО ИНСЭТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 18.06.02 N 12/119K в части отказа заявителю в возмещении 540 588 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за февраль 2002 года.
Решением от 14.07.03 суд удовлетворил данное заявление на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), установив факт соблюдения Обществом требований статьи 165 НК РФ.
Апелляционная инстанция постановлением от 21.10.03 оставила решение суда без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению налогового органа, "факт невыполнения поставщиками своих обязательств является основанием для отказа в возмещении НДС". В данном случае у Инспекции нет сведений, "подтверждающих уплату НДС в бюджет поставщиками Общества", а следовательно, "в бюджете отсутствует источник для возмещения НДС".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить ее без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Инспекция, проверив в камеральном порядке декларацию Общества по ставке 0% за февраль 2002 года и документы, представленные для подтверждения его права на возмещение 906 613 рублей НДС, признала правомерным предъявление к возмещению только 365 300 рублей, указав в постановлении от 17.06.02 N 08/168, что "не подтвержден факт правомерности предъявления НДС к возмещению по экспортной продукции в сумме 540 588 рублей", а "на сумму 725 рублей запросы не рассылались из-за незначительности сумм НДС, предъявляемых к возмещению".
На этом основании решением от 18.06.02 N 12/119K Инспекция возместила Обществу 366 025 рублей и отказала в возмещении 540 588 рублей НДС по экспорту за февраль 2002 года.
Кассационная инстанция считает, что указанное решение налогового органа в части отказа в возмещении налога не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права Общества.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы. В свою очередь налоговый орган не позднее трех месяцев со дня представления этих документов должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов на основании документов, указанных в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортированных товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих перечисление в бюджет сумм НДС поставщиками Общества.
Следует также отметить, что поставщики реализованных на экспорт товаров являются самостоятельными налогоплательщиками. Вместе с тем именно налоговые органы, обязанные в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, вправе в порядке статей 45-47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этими налогоплательщиками обязанностей, установленных Налоговым кодексом РФ, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В данном случае Инспекция не оспаривает обоснованность применения Обществом ставки 0% за февраль 2002 года и соответствие представленных им документов требованиям пункта 1 статьи 165 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, а также факт уплаты поставщикам 540 588 рублей НДС при осуществлении экспортных операций, что и является основанием для применения вычетов и возмещения НДС. При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение Инспекции от 18.06.02 N 12/119К недействительным в части отказа Обществу в возмещении названной суммы налога, обязав ее в порядке пункта 3 части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 176 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.03 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14589/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. N А56-14589/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника