Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 марта 2003 г. N А56-25188/02
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Пастуховой М.В., Троицкой Н.В.,
при участии от ЗАО "Финские кондитеры" юрисконсульта Газимовой О.K. (доверенность от 19.09.02),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение от 15.10.02 (судья Рыбаков С.П.) и постановление апелляционной инстанции от 26.12.02 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-25188/02,
установил:
Закрытое акционерное общество "Финские кондитеры" (далее - ЗАО "Финские кондитеры") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 26.07.02 N 05/19766 в части доначисления 120 705 рублей налога на прибыль, 182 215 рублей налога на добавленную стоимость, 28 321 рубля пеней и 24 754 рублей штрафа.
Решением суда от 15.10.02 исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.12.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ЗАО "Финские кондитеры" просил оставить решение и постановление суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства ЗАО "Финские кондитеры" за период с 01.04.2000 по 31.12.01, о чем составлен акт от 28.06.02 N 05/101-2002. По результатам проверки вынесено решение от 26.07.02 N 05/19766 о привлечении ЗАО "Финские кондитеры" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.
Налоговая инспекция доначислила ЗАО "Финские кондитеры" излишне предъявленный к вычету налог на добавленную стоимость с соответствующими пенями и привлекла его к ответственности за неполную уплату налога, указав, что ЗАО "Финские кондитеры" неправомерно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, не уплачивающим налог в бюджет.
Кроме того, налоговая инспекция указала на то, что ряд счетов-фактур выставлены с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 этого Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 этого Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 этого Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Ни одной нормой права, определяющей порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не установлена в качестве обязательного условия уплата налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиком материальных ресурсов.
Поэтому необоснован довод налоговой инспекции о том, что не подлежат предъявлению к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, не уплатившим налог на добавленную стоимость в бюджет.
Вторым доводом налоговой инспекции является довод о том, что ряд счетов-фактур выставлены с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов. Вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 этой статьи счета-фактуры, составленные с нарушением порядка, установленного пунктом 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В частности в подпункте 1 пункта 5 указано, что в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата выписки счета-фактуры.
В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", действовавшем до 01.01.01, такого ограничения не содержалось.
Поэтому у налоговой инспекции не было оснований не принимать к вычету налог на добавленную стоимость, заявленный к вычету до 01.01.01.
Однако из имеющихся в материалах дела счетов-фактур видно, что ряд счетов-фактур, выставленных после 01.01.01 не имеет порядкового номера, то есть в силу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации эти счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.
Суды первой и апелляционной инстанций не дали оценки этому обстоятельству, сославшись на то, что в силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик не обязан проверять обоснованность представленных поставщиком документов и соблюдение контрагентами требований законодательства о бухгалтерском учете.
В данном случае статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Пункт 5 содержит перечень необходимых реквизитов, которые должны содержаться в счете-фактуре. Отсутствие в счете-фактуре порядкового номера в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 и пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации препятствуют принятию такого счета-фактуры в виде обоснования для предъявления вычета.
Таким образом, судам первой и апелляционной инстанции следовало установить, какие из счетов-фактур составлены с нарушением пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, на какую сумму налога на добавленную стоимость выставлены эти счета-фактуры, и в зависимости от этого решить вопрос об обоснованности предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Следовательно, решение и постановление подлежат отмене в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении 182 215 рублей налога на добавленную стоимость с соответствующими пенями и штрафами. В этой части дело следует передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит установить, какие из представленных ЗАО "Финские кондитеры" счетов-фактур действительно составлены с нарушением пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, в каком размере предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость по этим счетам-фактурам, и в зависимости от этого решить вопрос об обоснованности предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-25188/02 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга от 26.07.02 N 05/19766 в части доначисления 182 215 рублей налога на добавленную стоимость с соответствующими пенями и штрафными санкциями.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2003 г. N А56-25188/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника