Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 ноября 2003 г. N А56-9846/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Федерального Казначейства Административного района Санкт-Петербурга Журавлевой О.П. (доверенность от 15.09.03 N 01-16/1846), от закрытого акционерного общества "БЛ ПЛЮС" Слепчанок В.О. (доверенность от 03.02.03),
рассмотрев 18.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "БЛ ПЛЮС" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2003 по делу N А56-9846/03 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.),
установил:
Закрытое акционерное общество "БЛ ПЛЮС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (правопреемник - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу, далее - налоговая инспекция) произвести возврат из бюджета 337 766 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании решения налогового органа от 19.07.2002 N 20/21650.
Решением суда от 16.06.2003 требования Общества удовлетворены. Заявителю выдана справка на возврат из федерального бюджета госпошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2003 решение суда от 16.06.2003 в части удовлетворения заявленных требований отменено, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение от 16.06.2003, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, у налогового органа отсутствовали основания для вынесения отрицательного решения по результатам проверки, так как она фактически не проводилась. Кроме того, после принятия решения о возмещения Обществу спорной суммы НДС из бюджета налоговый орган обязан возместить налогоплательщику из бюджета НДС в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) установлен пунктом 4 статьи 176 Кодекса. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пеней по НДС, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, налоговый орган самостоятельно производит зачет в первоочередном порядке и в течение 10 дней сообщает о нем налогоплательщику. В этом случае налогоплательщику не требуется представлять в налоговый орган заявление о зачете.
Возврат НДС, подлежащего возмещению из бюджета, осуществляется налоговым органом только по заявлению налогоплательщика (абзац 9 пункта 4 статьи 176 НК РФ).
Соответственно, если налогоплательщик не представил заявления о возврате, налоговый орган засчитывает суммы, подлежащие возмещению, в счет текущих (будущих) платежей по налогу на добавленную стоимость.
С учетом вышеизложенного возврат на расчетный счет налогоплательщика сумм НДС является формой возмещения, которая применяется только по заявлению налогоплательщика и при условии отсутствия у него недоимки по налогам и сборам.
В соответствии со статьей 29 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают споры и иные дела об оспаривании ненормативных актов государственных и иных органов, решений и действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статье 137 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. Из данной нормы также следует, что налогоплательщик вправе заявить свои требования только в рамках указанной статьи.
В силу статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании ненормативных правовых актов должно содержаться не только указание на признание оспариваемого акта недействительным, но и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть об обязанности возместить налог из бюджета.
Таким образом, спор о возмещении НДС рассматривается в неразрывной связи с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным либо с заявлением о признании действий (бездействия) должностного лица незаконными.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения налоговой декларации Общества по НДС по ставке 0 процентов за апрель 2002 года налоговой инспекцией вынесено решение от 19.07.2002 N 20/21650 о признании правомерным возмещения заявителю 337 766 руб. НДС по экспортным операциям. Затем по результатам выездной налоговой проверки решением налогового органа от 04.10.2002 N 20/29389 Обществу предложено доначислить спорную сумму НДС.
Обществом в установленном порядке ненормативный акт налогового органа (решение от 04.10.2002 N 20/29389) не обжалован, и это заявителем не оспаривается.
Следовательно, так как на момент вынесения решения суда от 16.06.2003 отсутствовало бездействие налогового органа в части принятия решения в порядке статьи 176 НК РФ по вопросу возмещения Обществу спорной суммы НДС, поскольку решение налогового органа от 04.10.2002 в установленном порядке налогоплательщиком не обжаловано, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у суда оснований в части удовлетворения заявленных требований Общества - обязании налоговой инспекции возвратить из бюджета 337 766 руб. НДС. В материалах дела также отсутствует и соответствующее заявление Общества о возврате (возмещении) спорной суммы НДС из бюджета, как это предусмотрено абзацем 9 пункта 4 статьи 176 НК РФ и статьей 65 АПК РФ.
Таким образом, исходя из доводов жалобы, с учетом положений части 1 статьи 286 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для переоценки и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2003 по делу N А56-9846/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "БЛ ПЛЮС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2003 г. N А56-9846/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника