Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2004 г. N А52-3180/2003/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 12.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Псковскому району Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22.10.2003 по делу N А52-3180/2003/2 (судья Героева Н.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Псковскому району Псковской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с требованием о взыскании с закрытого акционерного общества "Адлер Плюс" (далее - Общество, ЗАО "Адлер Плюс") 11 864 руб. штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2002 года.
Решением суда от 22.10.2003 в удовлетворении требований Инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и вынести решение о взыскании с ЗАО "Адлер Плюс" 11 864 руб. штрафа за неполную уплату НДС.
Обосновывая свои требования, Инспекция указывает на то, что НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, которые не были использованы до перехода на упрощенную систему налогообложения к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Таким образом, поскольку основные средства, по которым НДС был ранее принят к вычету, не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, ЗАО "Адлер Плюс" должно восстановить сумму указанного налога и перечислить ее в бюджет в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ.
Приобщен к делу отзыв Общества.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по НДС ЗАО "Адлер Плюс" за IV квартал 2002 года по вопросу правильности отражения вычетов по НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения. В ходе проверки установлена неполная уплата обществом в бюджет НДС вследствие предъявления к возмещению из бюджета сумм налога по основным средствам и материалам, приобретенным и не использованным заявителем до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Инспекцией вынесено решение от 05.05.2003 N 536 о привлечении ЗАО "Адлер Плюс" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы НДС в размере 11 864 руб. и ему предложено уплатить НДС в сумме 59 320 руб. и пени в сумме 4 562 руб.
Поскольку требование от 05.05.2003 N 536 об уплате штрафа в срок до 26.05.2003 ЗАО "Адлер Плюс" не исполнило, Инспекция обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на применение упрощенной системы налогообложения, восстановить в декларации за следующий налоговый период суммы НДС по основным средствам и материалам, не использованным до указанного перехода. Этот вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 НК РФ, согласно которым организации, не являющиеся плательщиком НДС, обязаны перечислить НДС в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС отдельной строкой.
В соответствии с нормами главы 26.2 НК РФ упрощенная система налогообложения основывается на замене установленных законодательством Российской Федерации налогов, которые зачисляются в федеральный, региональные и местные бюджеты, на налог, исчисляемый с дохода субъекта малого предпринимательства, получаемого от осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности за налоговый период.
При таких обстоятельствах организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС и, следовательно, действие норм статей 145, 166 и пункта 1 статьи 173 НК РФ на них не распространяется.
Ссылку Инспекции на положения пункта 3 статьи 170 НК РФ следует признать несостоятельной.
В соответствии с названной нормой Кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) в случаях:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.
В данном случае Общество, приобретая в IV квартале 2002 года основные средства и товары с учетом сумм НДС, являлось плательщиком этого налога в силу статьи 143 НК РФ, поэтому в порядке статьи 172 НК РФ правомерно предъявило к возмещению уплаченные поставщикам суммы НДС.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемый судебный акт является законным и основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22.10.2003 по делу N А52-3180/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Псковскому району Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2004 г. N А52-3180/2003/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника