Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2004 г. N А56-22671/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ведиком" Сениковской М.В. (доверенность от 17.02.04), рассмотрев 18.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение от 16.09.03 (судья Блинова Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 25.11.03 (судьи Исаева И.А., Тарасюк И.М., Сергиенко А.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22671/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ведиком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 19.12.02 N 13/184к об отказе в возмещении из бюджета 60 166,33 руб. налога на добавленную стоимость за первый квартал 2002 года и об обязании инспекции возместить обществу указанную сумму налога.
Решением от 16.09.03 суд признал недействительным решение налоговой инспекции и обязал ее возвратить заявителю 60 166,33 руб. налога на добавленную стоимость.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.11.03 суд изменил решение от 16.09.03 и обязал инспекцию возместить 60 166,33 руб. в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению налогового органа, возврат налога на добавленную стоимость возможен, если подтвержден факт уплаты налога поставщиками общества. Инспекция также считает, что представленные обществом счета-фактуры в нарушение пункта 5 статьи 169 НК РФ не содержат адреса грузополучателя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку, представленных обществом документов и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за первый квартал 2002 года, согласно которой к возмещению из бюджета предъявлено 64 486 руб. налога. Установив в ходе проверки наличие полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 НК РФ, налоговый орган признал необоснованным предъявление к вычету 60 166,33 руб. налога на добавленную стоимость в связи с отсутствием доказательств уплаты в бюджет поставщиками этой суммы налога.
На этом основании инспекция решением от 19.12.02 N 31/184к признала правомерным возмещение 4 318,67 руб. налога на добавленную стоимость, отказав в возмещении остальной суммы налога.
Кассационная инстанция считает, что отказ инспекции в возмещении оспариваемой суммы налога нарушает права общества и не соответствует нормам налогового законодательства.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172, 173, 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен в пункте 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно указал, что названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками.
Кассационная инстанция не принимает довод налоговой инспекции об отсутствии в счетах-фактурах, представленных обществом, адреса грузополучателя, поскольку из материалов дела очевидно, что грузополучатель является покупателем, адрес которого в счетах-фактурах указан.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции установлено, что общество не подавало в налоговый орган заявление о возмещении налога на добавленную стоимость путем возврата в соответствии со статьей 176 НК РФ и в просительной части заявленных требований просило лишь возместить налог.
Следовательно, суд апелляционной инстанции правильно изменил решение суда, обязав инспекцию возместить 60 166,33 руб. налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.03 по делу N А56-22671/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2004 г. N А56-22671/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника