Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 февраля 2004 г. N А05-7395/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., при участии от закрытого акционерного общества "Рыболовецкая компания "Согра" Васильева О.В. (доверенность от 28.07.03 N 28-7),
рассмотрев 17.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Рыболовецкая компания "Согра" на решение от 09.09.03 (судья Лепеха А.П.) и постановление апелляционной инстанции от 18.11.03 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Волков Н.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7395/03-14,
установил:
Закрытое акционерное общество "Рыболовецкая компания "Согра" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Архангельской области (далее - Инспекция) от 16.07.03 о начислении 1 558 474 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания 311 695 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату названного налога.
Решением арбитражного суда от 09.09.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.11.03, налогоплательщику отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 09.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 18.11.03, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы указывает, что в связи с исключением статьей 2 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах") подпункта "м" (налоги, служащие источниками образования дорожных фондов) Общество не обязано с 01.09.02 уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог. По мнению налогоплательщика, суды сделали неправильный вывод о том, что статья 2 Закона N 110-ФЗ вступает в силу с 01.03.03, а не с 01.09.02. Кроме того, податель жалобы считает, что поскольку Закон N 110-ФЗ содержит неустранимые противоречия и неясности, судам следовало применить положения пункта 7 статьи 3 НК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленных налогоплательщиком деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности за 2002 год Инспекция установила неуплату Обществом 1 558 474 руб. налога на пользователей автомобильных дорог с выручки от реализации продукции (работ, услуг) за IV квартал 2002 года.
Извещением от 30.06.03 N 890 налоговый орган сообщил налогоплательщику о времени и месте рассмотрения материалов дела.
Решением от 16.07.03 Инспекция привлекла Общество к ответственности в виде взыскания 311 695 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и предложила в срок, указанный в требовании, уплатить 1 558 474 руб. налога на пользователей автомобильных дорог.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, истолковав положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ во взаимосвязи с другими нормами названного Закона и действующего законодательства о налогах и сборах, сделали вывод о том, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог, исключены из Закона "Об основах" с 01.01.03. Этот вывод судебных инстанций основан также на том, что доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог учтены в текущем финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации и в федеральном бюджете и изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносились, а следовательно, положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ применяются не ранее 01.01.03.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов обеих инстанций о моменте вступления в силу статьи 2 Закона N 110-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ пункт 1 статьи 20 Закона "Об основах" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог. Одновременно из пункта 1 статьи 19 названного закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог.
Названная норма согласно статье 21 Закона N 110-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Вместе с тем из положений статьи 9 и абзаца второго статьи 21 Закона N 110-ФЗ следует, что статья 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон N 1759-1), предусматривающая уплату налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог, утрачивает силу с 01.01.03.
Возникающая в связи с этим неясность относительно момента, с которого отменен налог на пользователей автомобильных дорог, устраняется в результате толкования положений статьи 2 и абзаца первого статьи 21 Закона N 110-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 4, 6, 16, абзаца второго статьи 21 названного Закона и с другими федеральными законами.
Так, статьей 4 Закона N 110-ФЗ установлены особенности исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год налогоплательщиками с различной учетной политикой, а статьей 16 названного закона - сроки и порядок уплаты налога за 2002 год субъектами малого предпринимательства. При этом в статье 4 Закона N 110-ФЗ указано, что моментом определения налоговой базы для исчисления этого налога является 01.01.03.
Основанием для исключения из Закона "Об основах" налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, в том числе налога на пользователей автомобильных дорог, является введение с 01.01.03 транспортного налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 НК РФ.
Статья 5 Закона N 1759-1, которой установлен налог на пользователей автомобильных дорог, порядок исчисления и уплаты названного налога, утратила силу с 01.01.03.
Таким образом, правомерен вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ вступают в силу с 01.01.03, а налог на пользователей автомобильных дорог в 2002 году исчислялся и уплачивался налогоплательщиками в порядке, установленном Законом N 1759-1 и статьей 4 Закона N 110-ФЗ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 09.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 18.11.03 законными и обоснованными, а жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 18.11.03 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7395/03-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного "Рыболовецкая компания "Согра" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2004 г. N А05-7395/03-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника