Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 февраля 2004 г. N А56-20212/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу главного специалиста юридического отдела Кондратьевой Т.А. (доверенность от 22.07.2003 N 03/625), от ООО "Нико-импекс" юрисконсульта Крыловой О.Г. (доверенность от 27.03.2002 N 6-н),
рассмотрев 16.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу на решение от 11.08.2003 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2003 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20212/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нико-импекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.01.2003 N 20/1891 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 217 653 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налогового органа произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 11.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2003, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение от 11.08.2003 и постановление от 17.10.2003 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что поскольку Общество в нарушение статьи 165 и пунктов 1-3 статьи 172 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ) не представило в Инспекцию счета-фактуры и платежные поручения, подтверждающие уплату НДС поставщикам экспортируемого товара, то у налогового органа отсутствовала возможность проведения мероприятий налогового контроля в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной заявителем декларации по НДС по налоговой ставке 0% по экспорту за III квартал 2002 года, а также документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. По результатам проверки составлен акт от 16.01.2003 б/н, на основании которого принято решение от 20.01.2003 N 20/1891 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 217 653 руб. НДС. В обоснование решения Инспекция сослалась на то, что заявитель не представил счета-фактуры и платежные поручения, поэтому у налогового органа отсутствует возможность для проведения встречных проверок поставщиков Общества. Следовательно, факт уплаты НДС с выручки, полученной от Общества, не подтвержден, и в бюджете отсутствует источник для возмещения заявителю налога.
Общество посчитало решение Инспекции неправомерным, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Судебными инстанциями установлен и Инспекцией не оспаривается факт экспорта товара.
Нормами законодательства о налогах и сборах право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками.
Следовательно, довод Инспекции о том, что у налогового органа отсутствует возможность для проведения встречных проверок поставщиков заявителя, поскольку Общество не представило счета-фактуры и платежные документы, подтверждающие оплату заявителем товара, приобретенного для реализации на экспорт, несостоятелен.
Суд кассационной инстанции не принимает во внимание и довод жалобы Инспекции о непредставлении заявителем счетов-фактур и платежных поручений.
Как видно из материалов дела, акт камеральной налоговой проверки от 16.01.2003 вручен представителю Общества 24.01.2003. В срок, установленный пунктом 5 статьи 100 НК РФ, заявитель направил в Инспекцию возражения на акт проверки, а также дополнительные документы, подтверждающие право Общества на налоговые вычеты, в том числе счета-фактуры и платежные поручения.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил заявление Общества, признав недействительным решение налогового органа об отказе заявителю в возмещении из бюджета 217 653 руб. НДС по экспорту за III квартал 2002 года.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и постановления судов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20212/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Г.Г.Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2004 г. N А56-20212/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника