Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 февраля 2004 г. N А66-1448-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Изотовой С.В., Кирилловой И.И.,
рассмотрев 10.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.10.2003 по делу N А66-1448-03 (судья Жукова В.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Рождественская мануфактура" (далее - ЗАО "Рождественская мануфактура") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области о взыскании 339 руб. 39 коп. убытков, возникших у истца в связи с предоставлением соответствующим категориям граждан, проживающим в домах 19 и 46 по улице Спартака в городе Твери, скидки в размере 50% с установленной платы за отопление и горячее водоснабжение, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в период с 01.10.2001 по 31.12.2001 (с учетом уточнения суммы иска и периода взыскания).
Определением от 07.04.2003 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области (далее - Минфин РФ).
Определением от 25.06.2003 удовлетворено ходатайство истца о замене ответчика - Департамента финансов Тверской области на Минфин РФ.
Решением суда от 20.10.2003 исковые требования удовлетворены полностью путем взыскания с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 339 руб. 39 коп. (с учетом определения от 05.11.2003 об исправлении описки в судебном акте). В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
По мнению подателя жалобы, судом не применено Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.96 г. N 506, утвердившее Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не исследован вопрос, имелись ли в списках, представленных истцом, категории граждан, перечисленные в этом Постановлении, кроме того, полагает, что федеральный бюджет в части финансирования затрат на предоставление льгот по Закону свою обязанность выполнил.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция считает, что он подлежит оставлению в силе.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Рождественская мануфактура" в период с 01.10.2001 по 31.12.2001 на основании статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) при взимании платы за коммунальные услуги учитывало скидку в размере 50% с установленной платы за отопление и горячее водоснабжение Степанову Валентину Валентиновичу, являющемуся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и членам его семьи. При названных обстоятельствах истец недополучил доход от реализации услуг, который он и просил взыскать.
Статьей 14 Закона гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и членам их семей, проживающим с ними, установлена скидка в размере 50% с установленной платы за отопление и горячее водоснабжение.
Статьей 5 Закона установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с его реализацией в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506 (далее - Порядок).
В соответствии с положениями Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
Согласно имеющимся в деле данным оспариваемые расходы не были учтены Минфином РФ должным образом и, соответственно, не были погашены. Минфин РФ не представил доказательств направления денежных средств на реализацию Закона.
Кроме того, согласно пункту 2 Порядка Главное управление Федерального казначейства Минфина РФ производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных указанным Законом льгот и компенсаций, в распоряжение органов Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц, с последующим уточнением.
Размер взысканных в пользу ЗАО "Рождественская мануфактура" за счет Минфина РФ денежных средств подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Таким образом, суд при наличии доказательств, подтверждающих факт предоставления льгот, правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленного истцом требования.
При вынесении обжалуемого решения судом сделан ошибочный вывод о том, что Степанов Валентин Валентинович и члены его семьи оплачивали коммунальные услуги с учетом льгот, предусмотренных Законом от 24.04.96 N 506, поскольку правовым актом, принятым за этим номером и датой, является вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает необоснованным довод подателя жалобы о том, что социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, находится в совместном ведении как Российской Федерации, так и ее субъекта.
Довод о том, что в 2001 году Минфин РФ не получал информации о размере денежных средств, необходимых на оплату коммунальных услуг пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, кассационная инстанция находит также необоснованным. Компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающему услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от получения либо неполучения Минфином РФ такой информации, либо в зависимость от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.10.2003 по делу N А66-1448-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2004 г. N А66-1448-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника