Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 февраля 2004 г. N А66-6994-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Шевченко А.В.,
при участии от ООО "Тандем" Савельевой М.В. (доверенность от 18.02.2004),
рассмотрев 19.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.10.2003 по делу N А66-6994-03 (судья Бажан О.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 08.09.2003 N 543 о доначислении 68 670 руб. транспортного налога, 4 889 руб. 30 коп. пеней, а также требования об уплате налога по состоянию на 09.09.2003 N 2279.
Решением от 24.10.2003 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Тверской области от 06.11.2002 N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области" (далее - Закон) авансовые платежи по транспортному налогу за 1-ый квартал должны быть уплачены полностью в размере годовой суммы налога не позднее 30 апреля 2003. В этот же срок должен быть представлен расчет налога за 1-ый квартал 2003. Данный порядок Общество нарушило.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменений.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствии.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Общество исчислило и перечислило авансовый платеж за 1-ый квартал 2003 в размере 22 890 руб., что подтверждается платежным поручением N 0475 от 30.04.2003.
Налоговая инспекция в августе 2003 года провела выездную налоговую проверку по вопросу правильности исчисления и уплаты Обществом транспортного налога за период с 01.01.2003 по 31.03.2003. В ходе проверки установлено нарушение Обществом пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской федерации (далее - НК РФ), а именно неправомерное применение корректирующего коэффициента для исчисления транспортного налога, о чем составлен акт от 11.08.2003 N 143.
Общество представило возражения на акт, которые были рассмотрены налоговым органом при вынесении решения. В возражениях Общество указало на то, что согласно статье 2 Закона, авансовые платежи исчисляются по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев) исходя из ставки налога и соответствующей налоговой базы, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. Окончательная сумма налога уплачивается до 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общество исчислило налог и уплатило за первый квартал 1/4 часть налога как авансовый платеж.
В результате проверки налоговая инспекция вынесла решение от 08.09.2003 N 543 о доначислении Обществу 68 670 руб. налога, 4 889 руб. 30 коп. пеней, посчитав, что налог должен быть уплачен в первом квартале как авансовый в размере полной суммы налога за год.
На основании решения налоговый орган выставил требование по состоянию на 09.09.2003 N 2279 об уплате 68 670 руб. налога и 4 889 руб. 30 коп. пеней.
Общество с указанным решением и требованием не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования Общества, указал на то, что доводы налогового органа о необходимости уплаты налога полностью в первом квартале не основаны на действующем законодательстве и противоречат статье 360 НК РФ. Кроме того, на дату вынесения решения Общество исполнило обязанность по уплате авансовых платежей за полугодие. Следовательно, решение о доначислении 68 670 руб. налога и 4 889 руб. 30 коп. и требование налоговой инспекции об уплате налога и пеней недействительны. Согласно статье 75 НК РФ начисление пени за нарушение срока уплаты авансовых платежей не предусмотрено.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом по данному виду налога признается календарный год.
В соответствии со статьей 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода платежей по налогу.
В этом случае законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки уплаты платежей и порядок исчисления этих текущих платежей.
Согласно статье 2 Закона отчетными периодами по налогу для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
По итогам каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщик-организация исчисляет сумму авансового платежа исходя из ставки налога и соответствующей налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода, и представляет в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств расчет суммы транспортного налога за соответствующий отчетный период согласно Приложению N 2 Закона.
Исходя из Приложения N 2 к Закону сумма налога исчисляется путем умножения суммарной мощности единиц транспортных средств на ставку налога и корректирующий коэффициент, который определяется как отношение полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода подлежат уплате по месту нахождения транспортных средств в срок до последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом. В этот же срок представляется расчет суммы транспортного налога.
Окончательная сумма налога уплачивается до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общество произвело расчет авансового платежа за 1-ый квартал 2003 года, и уплатило 22 890 руб. налога платежным поручением от 30.04.2003 N 0475. Кроме того, до решения налоговым органом налогоплательщик произвел расчет авансового платежа за полугодие и уплатил 29 081 руб. 75 коп. налога платежным поручением от 29.07.2003 N 0765. Уплату авансовых платежей Общество произвело своевременно.
В силу статьи 75 НК РФ пеня начисляется в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными законодательством о налогах и сборах. Начисление пени за нарушение сроков уплаты авансовых платежей, положения данной статьи не предусматривают.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что судебный акт соответствует действующему законодательству, а, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.10.2003 по делу N А66-6994-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2004 г. N А66-6994-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника