Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2004 г. N А05-7740/03-10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2003 по делу N А05-7740/03-10 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
Предприниматель Жемчугов Николай Владимирович обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 20.06.2003 N 2908/23929 о внесении исправлений в декларацию по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2002 год.
Решением суда от 15.10.2003 заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По подателя жалобы, Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2002 года; перейти к прежней системе налогообложения предприниматель вправе с 01.01.2003; положение налогоплательщика по сравнению с тем, которое существовало до 01.01.2002, не ухудшилось.
Кассационной инстанцией получен отзыв предпринимателя на жалобу, просившего оставить решение суда без изменения.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Жемчугов Н.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.07.97 (лист дела 4) и в соответствии с решением Инспекции от 22.11.2001 N 29-08/47053 и патентом от 17.12.2001 N АН 29 089946 (лист дела 5) с 01.01. 2002 по 31.12.2002 переведен на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности (далее - УСН).
Согласно расчета предпринимателя по ЕСН за 2002 год он составил 56 967 руб. (лист дела 22).
20.06.2003 Инспекция направила предпринимателю предписание N 2908/23929 о доплате 1 107 763 руб. 72 коп. ЕСН за 2002 год, в том числе по сроку уплаты - 15.07.2003.
Предприниматель полагая, что положение налогоплательщика значительно ухудшилось по сравнению с тем, которое было установлено до Закона N 198-ФЗ, обратился в арбитражный суд о признании названного предписания недействительным.
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что Законом N 198-ФЗ внесены изменения в статьи 236 и 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которыми изменена налоговая база единого социального налога для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ухудшившего его положение, в связи с чем подлежат применению нормы НК РФ (пункт 2 статьи 5), запрещающих приданию в этом случае закону обратной силы.
Кассационная инстанция считает вывода суда правильными.
В силу пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Кодекс (пункт 2 статьи 1) устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Поэтому правовое регулирование, касающееся данных вопросов, не может осуществляться иначе, чем это предусмотрено Кодексом.
Исходя из пункта 1 статьи 5 Кодекса, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. То есть положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации имеют приоритет и подлежат безусловному применению при решении вопросов о вступлении в силу законов, регулирующих уплату налогов, которые приняты в период действия данной нормы.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.04.03 N 159-О разъяснил, что "положения Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которыми были изменены объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, т.е. не ранее чем с 1 февраля 2002 года".
Согласно положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Закон N 198-ФЗ вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по единому социальному налогу, но не ранее 1 февраля 2002 года.
Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.
На основании изложенного, Закон N 198-ФЗ вступил в силу с 1 февраля 2002 года, в связи с чем Инспекция не имела правовых оснований для расчета ЕСН с 01.01.2002.
Кроме того, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что налоговый орган по существу придал обратную силу Закону N 198-ФЗ в отношении предпринимателей, перешедших с 01.01.2002 на применение УСН, положение которых как плательщиков ЕСН ухудшилось.
Кассационная инстанция считает такой вывод правильным.
В соответствии с новым законодательным регулированием после 1 января 2002 года (дата вступления в силу названного Федерального закона) налоговая база по ЕСН в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1 (ранее она определялась как сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением). Для предпринимателя Жемчугова Н.В. это означает повышение подлежащих уплате сумм налоговых платежей, а следовательно, значительное увеличение налогового бремени, поскольку сумма ЕСН до новой редакции пункта 3 статьи 236 НК РФ составляла 56 967 руб. за 2002 год, а с момента вступления в силу новой редакции пункта 3 статьи 236 НК РФ - 1 107 763 руб. Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (статьи 1 и 5) отказ от применения УСН, переход на которое осуществляется на добровольной основе, возможен в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения календарного года, а сам период применения УСН не равен календарному году.
Следовательно, поскольку в данном случае переход предпринимателя на применение УСН сроком на один календарный год с 01.01.2002 по 31.12.2002 осуществлен последним на одних условиях законодательства о налогах и сборах по исчислению ЕСН (сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением), то на этих условиях, не ухудшающих положение налогоплательщика, и осуществляется исчисление и уплата предпринимателем ЕСН в 2002 году. В противном случае, налоговым органом допускается нарушение требований пункта 2 статьи 5 НК РФ, запрещающего приданию актам законодательства о налогах и сборах обратной силы, ухудшающих положение налогоплательщиков.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2003 по делу N А05-7740/0З-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2004 г. N А05-7740/03-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника