Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2004 г. N А56-11701/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А.,
при участии от федерального государственного учреждения "Подборовский лесхоз" Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства природных ресурсов Российской Федерации директора Кардаша А.И., юрисконсульта Новоселова А.А. (доверенность от 19.01.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ленинградской области главного государственного налогового инспектора Прокофьева В.В. (доверенностьот 26.01.2004 N 12-17/1077),
рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Подборовский лесхоз" Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства природных ресурсов Российской Федерации на решение от 19.06.2003 (судья Малышева Н.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2003 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11701/03,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Подборовский лесхоз" Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Лесхоз, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 31.03.2003 N 04-05/56 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 19.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2003, заявление Лесхоза удовлетворено частично. Оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части доначисления учреждению 653 000 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с 01.07.2000 по 31.12.2000 и соответствующих пеней, а также начисления 1 704 015 руб. штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 130 613 руб. 20 коп. - по статьей 122 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Лесхоз, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции неправильно применили нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах) в части выводов о том, что реализация древесины от рубок ухода за лесом является объектом обложения налогами на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог.
В судебном заседании представители Лесхоза поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Лесхозом законодательства о налогах и сборах за период с 01.07.2000 по 30.09.2002 года. По результатам проверки составлен акт от 04.03.2003 N 04-05/6 и принято решение от 31.03.2003 N 04-05/56 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проверки установлена неполная уплата Лесхозом в бюджет налогов на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог с денежных средств от реализации древесины рубок ухода за лесом. Инспекция доначислила учреждению налоги на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог, пени за просрочку их уплаты и привлекла к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ и пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории субъектов Российской Федерации непосредственно или через территориальные органы федерального управления лесным хозяйством.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального управления лесным хозяйством включают в себя лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством.
Как усматривается из приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.12.2002 N 833 "Об утверждении положений о лесхозах, находящихся в подчинении Главного управления природных ресурсов Министерства природных ресурсов России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" и Положения о Лесхозе, учреждение входит в систему органов государственной власти.
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации на лесхозы возложены обязанности по уходу за лесами, проведению работ по улучшению состояния земель, а также иные работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств, осуществление рубок, промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от реализации древесины от рубок ухода относятся к неналоговым доходам бюджета. Этот вид дохода одновременно является источником целевого финансирования Лесхоза как государственного учреждения.
Как видно из материалов дела, средства, полученные учреждением от реализации древесины, зачислялись на лицевой счет по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в Отделении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Бокситогорскому району Ленинградской области, и расходовались по целевому назначению на нужды лесного хозяйства в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке.
При таких обстоятельствах следует признать, что операции по реализации древесины от рубок ухода за лесом не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, и у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления Лесхозу сумм НДС, соответствующих пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В ходе проведенной проверки установлена также неуплата учреждением в бюджет налога на пользователей автомобильных дорог с денежных средств, полученных Лесхозом от реализации древесины от рубок ухода за лесом.
В соответствии со статьей 5 Закона о дорожных фондах налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Деятельность Лесхоза, в том числе в части рубок ухода, является исключительным полномочием учреждения в области государственного управления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда и не отвечает критериям предпринимательской деятельности, установленным статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Денежные средства, полученные заявителем от осуществления этой деятельности, не являются доходами от предпринимательской деятельности и не подлежат обложению налогом на пользователей автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене как принятые с неправильным применением норм материального права, а кассационная жалоба Лесхоза - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11701/03 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ленинградской области от 31.03.2003 N 04-05/56 в части доначисления федеральному государственному учреждению "Подборовский лесхоз" Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства природных ресурсов Российской Федерации налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 01.01.2001 по 30.09.2002, а также доначисления налога на пользователей автомобильных дорог, соответствующих пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 01.07.2000 по 30.09.2002.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2004 г. N А56-11701/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника