Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 февраля 2004 г. N А56-21873/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Пастуховой М.В., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юротдела Просвиркина С.Ю. (доверенность от 25.12.03 N 01/24598),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 11.08.03 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 15.10.03 (судьи Исаева И.А., Тарасюк И.М., Сергиенко А.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21873/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Текс" (далее - ООО "Текс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 07.04.03 N 12/5387.
Решением суда от 11.08.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.10.03, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО "Текс" о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Текс" по итогам 2002 года представило в налоговую инспекцию отчеты по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2002 год". Налоговая инспекция письмом от 07.04.03 N 12/5387 сообщила о недопустимости применения указанной в статье 214 Налогового кодекса Российской Федерации ссылки на статью 275 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом же письме налоговая инспекция разъяснила о необходимости руководствоваться пунктом 4 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Налогового кодекса Российской Федерации если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном статьей 275 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
Статьей 275 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.
Так пунктом 2 этой статьи установлен следующий порядок определения налоговой базы налоговым агентом для налогоплательщиков, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, по доходам в виде дивидендов, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи доходов.
Если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений настоящего пункта.
При этом сумма налога, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом исходя из общей суммы налога, исчисленной в порядке, установленном настоящим пунктом, и доли каждого налогоплательщика в общей сумме дивидендов.
Общая сумма налога определяется как произведение ставки налога. установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса, и разницы между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде, уменьшенной на суммы дивидендов, подлежащих выплате налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи в текущем налоговом периоде, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов ранее не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом дохода в виде дивидендов. В случае, если полученная разница отрицательна, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.
Налоговая инспекция полагает, что данный порядок неприменим, так как статья 275 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует налогообложение налогом на прибыль, а не налогом на доходы физических лиц. В связи с этим налоговая инспекция полагает, что если получателем дохода выступают физические лица, следует применять общий порядок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть налог на доходы физических лиц должен уплачиваться с полной суммы полученного дохода (дивидендов).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункте 4 статьи 214" следует читать "пункте 4 статьи 224"
Однако этот вывод налоговой инспекции не основан на нормах налогового законодательства и прямо противоречит приведенному в пункте 4 статьи 214 Налогового кодекса Российской Федерации порядку налогообложения доходов физических лиц от долевого участия в организации.
Кроме того, именно такой порядок налогообложения разъяснен в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.03 N CA-6-04/942@ и в приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.03 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц на 2003 год".
Таким образом, решение и постановление суда соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21873/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2004 г. N А56-21873/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника