Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2004 г. N А56-29987/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2003 по делу N А56-29987/03 (судья Глазков Е.Г.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Балтхимэкспорт" (далее - Общество) 30 000 руб. штрафа на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение Обществом срока представления в налоговый орган информации о закрытии шести банковских счетов, в том числе двух текущих валютных, двух транзитных валютных и двух специальных транзитных валютных счетов.
Решением арбитражного суда от 30.10.2003 заявление налогового органа удовлетворено в части взыскания с Общества 10 000 руб. за несообщение о закрытии двух текущих валютных счетов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 30.10.2003 в части отказа во взыскании с ответчика 10 000 руб. штрафа за несообщение о закрытии двух специальных транзитных валютных счетов, указывая на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что специальный транзитный валютный счет открывается налогоплательщикам на основании договора банковского счета и по распоряжению клиента банка; операции по покупке и продаже иностранной валюты по названному счету осуществляются не самостоятельно уполномоченным банком, а по поручению клиента юридического лица - резидента Российской Федерации; по поручению клиента банки могут выдавать с указанного счета иностранную валюту на командировочные расходы. Поэтому специальный транзитный валютный счет подпадает под определение понятия "счет", приведенное в пункте 2 статьи 11 НК РФ, а следовательно, налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган в установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ срок сведения об открытии (закрытии) такого счета.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Общество не представило в Инспекцию информацию о закрытии им 19.03.2003 двух текущих валютных, двух транзитных валютных и двух специальных транзитных валютных счетов в банке. Налоговый орган получил эти сведения из банка 24.03.2003.
Инспекция направила Обществу акт от 22.04.2003 N 93а о налоговом правонарушении, выразившемся в несоблюдении десятидневного срока подачи сообщения о закрытии шести счетов в банке.
Решением от 05.05.2003 N 07-23/11448 налоговый орган привлек Общество к ответственности в виде взыскания 30 000 руб. штрафа на основании статьи 118 НК РФ за непредставление в налоговый орган информации о закрытии счетов в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ. Инспекция в требовании от 05.05.2003 N 184 предложила налогоплательщику добровольно уплатить штраф в срок до 21.05.2003.
Общество требование не исполнило, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанного штрафа.
Суд, установив факт совершения налогоплательщиком предусмотренного статьей 118 НК РФ налогового правонарушения - несообщения в налоговую инспекцию о закрытии двух текущих валютных счетов, взыскал 10 000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано со ссылкой на то, что транзитный валютный и специальный транзитный валютный счета не подпадают под определение понятия "счет", данное в статье 11 НК РФ.
Кассационная инстанция считает выводы суда правомерными и отвечающими требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ дано определение понятия "счет", согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, предъявляются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.
Поскольку текущий валютный счет отвечает всем признакам, указанным в данной статье Кодекса, то налогоплательщик на основании статьи 23 НК РФ обязан сообщать в налоговый орган о его закрытии.
В соответствии с пунктом 13 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операции покупки и обратной продажи иностранной валюты на валютном внутреннем рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случае и в порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4).
Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
То обстоятельство, что пунктом 4 Указания N 383-У предусмотрено снятие со специального транзитного валютного счета наличной иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, не может изменить специального режима указанного счета, поскольку списание иностранной валюты для оплаты командировочных расходов производится в соответствии с порядком, установленным Положением Банка России от 25.06.97 N 62 "О порядке покупки и продажи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов", то есть в силу императивных требований банковского законодательства.
Таким образом, специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия "счет", указанное в статье 11 НК РФ, а следовательно, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2003 по делу N А56-29987/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А56-29987/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника