Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2004 г. N А26-1551/03-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Власовой М.Г. и Грачевой И.Л., при участии прокурора Хорошевского И.А. (удостоверение N 30686), от главы местного самоуправления Лоухского района Никитина А.А. (доверенность от 18.02.03), от ГУ "Национальный парк "Паанаярви" Жаткина А.Ф. (доверенность от 07.04.03), от ОАО "Пяозерский леспромхоз" Пучинской С.А. (доверенность от 06.01.04), от Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республики Карелия Перовой И.В. (доверенность от 04.08.03),
рассмотрев 19.01.04 в открытом судебном заседании кассационные жалобы главы местного самоуправления муниципального образования "Лоухский район" и открытого акционерного общества "Пяозерский леспромхоз" на решение от 14.08.03 (судья Петров А.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 08.10.03 (судьи Романова О.Я., Тойвонен И.Ю., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1551/03-21,
установил:
Прокурор Республики Карелии (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления главы местного самоуправления Лоухского района от 30.09.97 N 627 "О закреплении земельного участка акционерного общества открытого типа "Пяозерский леспромхоз" в части закрепления в постоянное (бессрочное) пользование АООТ "Пяозерский леспромхоз" земельного участка площадью 65,60 га под автодорогу "Кармангская магистраль", находящегося в пользовании государственное учреждение "Национальный парк "Паанаярви" (далее - ГУ "Национальный парк "Паанаярви").
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава местного самоуправления Лоухского района, ГУ "Национальный парк "Паанаярви", открытое акционерное общество "Пяозерский леспромхоз" (далее - ОАО "Пяозерский леспромхоз"), Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республики Карелия (далее - Управление природных ресурсов), Управление юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - УЮ по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
До принятия судом решения Прокурор обратился с просьбой обязать главу местного самоуправления Лоухского района и УЮ по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним устранить допущенные нарушения в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решением от 14.08.03 признаны недействительными:
- постановление главы местного самоуправления Лоухского района от 30.09.97 N 627 "О закреплении земельного участка АООТ "Пяозерский леспромхоз", которым закреплен в постоянное (бессрочное) пользование за АООТ "Пяозерский леспромхоз" земельный участок под автодорогу "Кармангская магистраль" площадью 65,60 га и выдан акт на право постоянного пользования землей как противоречащее Лесному кодексу Российский Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации;
- государственный акт регистрации бессрочного (постоянного) пользования землей N 32, выданный АООТ "Пяозерский леспромхоз" на основании постановления главы местного самоуправления Лоухского района от 30.09.97 (запись в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей N РК-18-04);
- свидетельство от 30.11.2000 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельный участком ОАО "Пяозерский леспромхоз" под автодорогу "Кармангская магистраль" площадью 65,6 га (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.11.2000 N 10-01/02-25/2000-79);
- свидетельство от 30.04.03 о праве собственности ОАО "Пяозерский леспромхоз" на комплекс - лесовозную автомобильную дорогу "Кармангская магистраль", общей площадью 656 000 кв. м., протяженностью 82 000 п. м. (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.04.03 N 10-01/02-6/2003-128).
Постановлением апелляционной инстанции от 08.10.03 решение отменено в части признания недействительными государственного акта N 32 регистрации бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства от 30.11.2000 о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком ОАО "Пяозерский леспромхоз" под автодорогу "Кармангская магистраль" площадью 65,6 га; свидетельства от 30.04.03 о праве собственности ОАО "Пяозерский леспромхоз" на комплекс - лесовозную автомобильную дорогу "Кармангская магистраль". В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах глава местного самоуправления Лоухского района и ОАО "Пяозерский леспромхоз" просят решение и постановление отменить в части признания недействительным постановления Главы МО "Лоухский район" от 30.09.97 N 627, принять в этой части новый судебный акт.
Податели жалоб указывают, что решение и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части являются необоснованными и приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, в частности статьи 196 и части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской. Глава местного самоуправления Лоухского района полагает, что в нарушении требований статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлено доказательств того, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы ГУ "Национальный парк "Паанаярви" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. ОАО "Пяозерский леспромхоз" ссылается на то, что вещное право ГУ "Национальный парк "Паанаярви" на спорный земельный участок не подтверждено, поскольку постановление мэрии Лоухского района от 23.05.94 N 177 является согласующим документом, Советом Министров Республики Карелия решение о выделении земельного участка на основании статьей 23, 25 Земельного кодекса Республики Карелия не принималось, государственного акта в материалах дела нет. Также ОАО "Пяозерский леспромхоз" указывает, что земельный участок под автодорогу находится у него на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании решения исполнительного комитета Лоухского районного Совета народных депутатов от 19.12.91, спорный земельный участок в силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" относится к участку иных пользователей в границах национального парка.
В отзывах на кассационные жалобы Прокурор, ГУ "Национальный парк "Паанаярви" и Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республики Карелия просят жалобы оставить без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представители главы местного самоуправления Лоухского района и ОАО "Пяозерский леспромхоз" подтвердили доводы, изложенные в кассационных жалобах. Прокурор и представители ГУ "Национальный парк "Паанаярви" и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республики Карелия обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
УЮ по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о времени и месте слушания дела извещено, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Постановлением Совета министров Карельской АССР от 29.03.91 принято решение о создании государственного национального парка "Паанаярви" на площади 103,3 тыс. гектаров в границах Пяозерского лесничества, Пяозерского комплексного леспромхоза Лоухского района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.92 N 331 принято предложение Совета министров Республики Карелия о создании национального природного парка "Паанаярви" общей площадью 103,3 тыс. гектаров земли; Совету министров Республики Карелия предложено уточнить границы национального природного парка "Паанаярви", а также осуществить в 1992-1994 годах необходимые организационно-технические мероприятия, связанные с его созданием.
Постановлением мэра Лоухского района от 08.12.92 N 409 зарегистрирован национальный природный парк "Паанаярви", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предприятия. Постановлением главы местного самоуправления Лоухского района от 22.09.94 N 341 зарегистрировано положение о национальном природном парке "Паанаярви". Постановлением от 26.12.95 N 618 зарегистрированы изменения в положение о национальном природном парке "Паанаярви" в части наименования юридического лица, которое переименовано в "Национальный парк "Паанаярви".
Постановлением главы местного самоуправления Лоухского района от 23.05.94 N 177 изъяты из состава земель государственного лесного фонда земельные участки общей площадью 103 313 гектар, расположенные в Лоухском лесхозе Пяозерского лесничества, и предоставлены национальному природному парку "Паанаярви" в постоянное (бессрочное) пользование для организации парка.
Постановлением главы местного самоуправления Лоухского района от 30.09.97 N 627 закреплен в постоянное (бессрочное) пользование за акционерным обществом открытого типа "Пяозерский леспромхоз" (правопредшественником ОАО "Пяозерский леспромхоз") земельный участок под автодорогу "Кармангская магистраль" площадью 65,60 га. Акционерному обществу "Пяозерский леспромхоз" выдан государственный акт на право постоянного бессрочного пользования указанным земельным участком.
Полагая, что упомянутое постановление от 30.09.97 N 627 не соответствует действующему законодательству и нарушает права ГУ "Национальный парк "Паанаярви", прокурор в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой и апелляционной инстанций обоснованно постановление главы местного самоуправления Лоухского района от 30.09.97 N 627 признано недействительным.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан недействительными.
Согласно схеме автомобильной дороги "Кармангская магистраль", являющейся приложением к оспариваемому постановлению, часть выделенного АООТ "Пяозерский леспромхоз" земельного участка проходит по территории ГУ "Национальный парк "Паанаярви": кварталы 257, 258, 293, 319, 320, 340-342, которые постановлением мэрии Лоухского района от 23.05.94 были изъяты из состава земель государственного лесного фонда и предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГУ "Национальный парк "Паанаярви".
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти. Следовательно, органы местного самоуправления Лоухского района не вправе были осуществлять перераспределение земель ГУ "Национальный парк "Паанаярви". Правовые основания для изъятия у ГУ "Национальный парк "Паанаярви" спорного земельного участка отсутствовали.
Ссылка ОАО "Пяозерский леспромхоз" на то, что право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком возникло у него на основании решения исполнительного комитета Лоухского районного Совета народных депутатов от 19.12.91 N 521, материалами дела не подтверждается. Согласно указанному решению Пяозерскому комплексному леспромхозу (правопредшественнику ОАО "Пяозерский леспромхоз") разрешено занять в постоянное пользование земельные участки для строительства автодороги на землях Пяозерского лесничества, однако государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей Пяозерскому леспромхозу не выдавался. При таких обстоятельствах оснований полагать, что ОАО "Пяозерский леспромхоз" перешло право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и данный участок относится к участкам иных пользователей на особо охраняемой природной территории, не имеется.
Довод ОАО "Пяозерский леспромхоз" о том, что упомянутое постановление мэрии Лоухского района от 23.05.94 N 177 носит согласительный характер и не подтверждает факт предоставления спорного земельного участка ГУ "Национальный парк "Паанаярви", обоснованно отклонен судами обеих инстанций.
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Республики Карелия, действовавшего на момент принятия постановления от 23.03.94 N 177, к полномочиям Совета Министров Республики Карелия отнесено установление границ особо охраняемых природных территорий. Постановлением Совета Министров Карельской АССР от 29.03.91 N 110 установлены границы государственного национального парка "Паанаярви". На основании пункта 3 статьи 25 Земельного кодекса Республики Карелия мэрия Лоухского района постановлением от 23.05.94 N 177 произвела изъятие из состава земель государственного лестного фонда спорного земельного участка в установленных Советом Министров Карельской АССР границах и предоставила его Национальному природному парку "Паанаярви".
Также является несостоятельным довод подателей жалобы о том, что настоящий спор не подведомственен арбитражному суду.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Как следует из раздела VII Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров Российской Федерации от 10.08.93 N 769, национальные парки вправе осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе, по развитию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях путем предоставления в аренду (пользование) заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений, строительства и эксплуатации гостиниц, кемпингов и других объектов туристического сервиса. Аналогичные положения закреплены в положении о государственном учреждении "Национальный парк "Паанаярви". Следовательно, оспариваемое постановление, которым у ГУ "Национальный парк "Паанаярви" изъят земельный участок, нарушает права данного юридического лица в сфере экономической деятельности.
Доводы подателей жалобы, касающиеся пропуска прокурором срока подачи заявления о признании недействительным оспариваемого постановления срока исковой давности, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, суд всесторонне и полно проверил указанные доводы и дал им правильную правовую оценку. В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Как следует из материалов дела прокурор после проведения проверки на основании заявления ГУ "Национальный парк "Паанаярви", в результате которой установлен факт нарушения законодательства, обратился с настоящим иском в установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.03 по делу N А26-1551/03-21 оставить без изменения, а кассационные жалобы главы местного самоуправления Лоухского района Республики Карелия и открытого акционерного общества "Пяозерский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
И.Л. Грачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти. Следовательно, органы местного самоуправления Лоухского района не вправе были осуществлять перераспределение земель ГУ "Национальный парк "Паанаярви". Правовые основания для изъятия у ГУ "Национальный парк "Паанаярви" спорного земельного участка отсутствовали.
...
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2004 г. N А26-1551/03-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника