Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 января 2004 г. N А56-29988/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области Казаковой О.К. (доверенность от 31.12.03 N 33183), от общества с ограниченной ответственностью "Тритмент" Соловьевой В.С. (доверенность от 23.01.04 N 14),
рассмотрев 26.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2003 по делу N А56-29988/03 (судья Левченко Ю.П.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тритмент" (далее - Общество) 10 000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несообщение в налоговый орган об открытии текущего и специального транзитного валютных счетов.
Решением арбитражного суда от 29.09.2003 заявленные требования налогового органа удовлетворены частично: с Общества взыскано с учетом статьи 114 НК РФ 2500 руб. штрафа за несообщение об открытии текущего валютного счета. В удовлетворении требования в остальной части отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом нарушены нормы материального права. Налоговая инспекция не согласна с выводами суда относительно правовой природы специального транзитного валютного счета. Податель жалобы полагает, что названный счет открывается налогоплательщикам на основании договора банковского счета и по распоряжению клиента банка, операции по покупке и продаже иностранной валюты по названному счету осуществляются не самостоятельно уполномоченным банком, а по поручению клиента юридического лица-резидента, по поручению клиента банки также могут выдавать с указанием счета иностранную валюту на командировочные расходы, а, следовательно, такие счета удовлетворяют требованиям пункта 2 статьи 11 НК РФ. По мнению инспекции, установленная пунктом 2 статьи 23 НК РФ обязанность налогоплательщика письменно в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов распространяется на специальный транзитный валютный счет.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Общество 08.05.2003 представило в налоговую инспекцию информацию об открытии им 24.04.2003, в частности, специального транзитного валютного счета в банке.
Налоговая инспекция направила Обществу копию акта от 03.07.2003 N 104 о налоговом правонарушении, выразившемся в несоблюдении десятидневного срока подачи сообщения об открытии счета в банке.
Решением от 17.06.2003 N 07-23/115346 налоговая инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности, в частности, на основании статьи 118 НК РФ в виде 5000 руб. штрафа за непредставление в налоговый орган информации об открытии специального транзитного счета в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ. Требованием от 17.06.2003 N 263 налогоплательщику предложено добровольно уплатить штраф в срок до 27.06.2003.
В связи с неисполнением этого требования налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд, установив отсутствие события налогового правонарушения, отказал в удовлетворении требования о взыскании 5000 руб. штрафа за несообщение в десятидневный срок об открытии специального транзитного счета.
Кассационная инстанция считает вывод суда правомерным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, возможность зачисления на счет денежных средств, возможность расходования денежных средств со счета.
В соответствии с пунктом 13 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4 Указания N 383-У).
Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
То обстоятельство, что пунктом 4 Указания N 383-У предусмотрено снятие со специального транзитного валютного счета наличной иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, не может изменить специальный режим указанного счета, поскольку списание иностранной валюты для оплаты командировочных расходов производится в соответствии с порядком, установленным Положением Банка России от 25.06.97 N 62 "О порядке покупки и продажи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов", то есть в силу императивных требований банковского законодательства.
Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета.
Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку специальный транзитный счет не является счетом, с которого может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы об их открытии или закрытии.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал заявителю во взыскании с Общества штрафных санкций.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2003 по делу N А56-29988/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2004 г. N А56-29988/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника