Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 января 2004 г. N А05-10183/03-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В.,
рассмотрев 27.01.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.10.03 по делу N А05-10183/03-20 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Север-Алко-Архангельск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 16.09.03 N 45/490 о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания 3 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за уклонение от подачи декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов за первое полугодие 2003 года.
Решением суда от 24.10.03 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 24.10.03, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению инспекции, выводы суда о привлечении общества к административной ответственности с нарушением процедуры, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также об отсутствии события административного правонарушения являются ошибочными.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией 08.09.03 проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 08.09.03 N 011476 (лист дела 20). В ходе проверки установлено, что обществу управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу выдана лицензия Б097656 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции (кроме пива) в объеме 200 000 дал в год на период с 02.04.03 по 01.04 .06 (лист дела 25). В нарушение Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) общество не представило декларацию об объемах этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов за первое полугодие 2003 года. По данному факту 08.09.03 должностным лицом налогового органа вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копии протокола об административном правонарушении от 09.09.03 N 45/197/011476 и протокола об административном правонарушении от 09.09.03 N 45/196/011476 вручены Кузнецову Н.С. в день их составления (листы дела 18-19).
На основании материалов дела об административном правонарушении налоговой инспекцией вынесено постановление от 16.09.03 N 45/489 о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания 3 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за уклонение от подачи декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов за первое полугодие 2003 года, копии которого направлены в адрес общества заказным письмом от 18.09.03 N 3486 (лист дела 27).
В силу статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со статьей 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны представлять также декларации об использовании этилового спирта. Порядок представления указанных деклараций определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2-7 постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.99 N 564 "Об утверждении Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, являющиеся юридическими лицами, осуществляющие производство, хранение и поставки этилового спирта, виноматериалов, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации по форме согласно указанным приложениям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается (листы дела 7-9), что в первом полугодии 2003 года общество не осуществляло ни закупку, ни хранение, ни поставки этилового спирта, виноматериалов, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Следовательно, у общества отсутствовала обязанность по представлению в первом полугодии 2003 года декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерном привлечении налоговым органом общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, доводы подателя жалобы относительно соблюдения налоговым органом процедуры привлечения общества к административной ответственности не принимаются судом кассационной инстанции как не подтвержденные материалами дела: в протоколе об административном правонарушении от 09.09.03 N 45/196/011476, подписанном Кузнецовым Н.С., не указаны место и время рассмотрения дела об административном правонарушении, иных доказательств извещения общества о рассмотрении дела об административном правонарушении суду не представлено.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального законодательства не нарушены, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.10.03 по делу N А05-10183/03-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2004 г. N А05-10183/03-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника