Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 января 2004 г. N А05-7420/03-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
рассмотрев 26.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.10.2003 по делу N А05-7420/03-19 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 20.06.2003 N 02-07/891дсп в части отказа в возмещении из бюджета 1 231 281 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за февраль 2003 года.
Решением суда от 06.10.2003 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое. В ходе встречной проверки поставщика Общества - общества с ограниченной ответственностью "Горьковский техцентр" (далее - ООО "Горьковский техцентр") выявлено, что данная организация по зарегистрированным в государственном реестре налогоплательщиков адресам отсутствует. ИНН 7708097659, указанный ООО "Горьковский техцентр", присвоен другой организации. Кроме того, покупатель товара по экспортному контракту - компания "Keron Trading LLC" не осуществляет никакой реальной деятельности на территории США и является компанией - "почтовым ящиком", зарегистрированным через регистрационных агентов в штатах Орегон и Делавэр.
Налоговый орган считает, что организации, которые не зарегистрированы в государственном реестре в качестве юридического лица, не могут являться налогоплательщиками, а следовательно, не вправе увеличивать стоимость товаров (работ, услуг) на суммы НДС. Поскольку деятельность организаций, не внесенных в государственный реестр юридических лиц, является незаконной, то полученные ими суммы, в том числе НДС, в силу статей 1102 и 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации являются неосновательным обогащением. Таким образом, уплаченные таким организациям суммы НДС не подлежат возмещению из бюджета.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представитель Общества в суд не явился, а Инспекция просила рассмотреть дело без ее представителя, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом декларации по НДС по налоговой ставке 0% за февраль 2003 года, а также документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По результатам проверки составлен акт от 18.06.2003 N 02-07/469, на основании которого принято решение от 20.06.2003 N 02-07/891дсп об отказе Обществу в возмещении из бюджета 1 231 281 руб. НДС за февраль 2003 года.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, указанных в статье 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в силу пункта 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение данного налога в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, которые подтверждаются документами, указанными в статье 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Суд установил, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что Общество в подтверждение факта экспорта товаров, а также применения налоговых вычетов, представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Довод жалобы Инспекции о недостоверных данных об ИНН поставщика отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку счета-фактуры оформляются поставщиками самостоятельно и у Общества не имелось оснований при выполнении поставщиками требований пункта 5 статьи 169 НК РФ проверять указанные в них сведения. Ни статьей 169 НК РФ, ни статьями 171, 172 НК РФ на налогоплательщика не возлагаются такие обязанности.
Суд кассационной инстанции отклоняет и довод жалобы налогового органа об отсутствии реальной деятельности контрагента Общества - компании "Keron Trading LLC" на территории США, так как в силу статей 165, 171-172 и пункта 4 статьи 176 НК РФ данные обстоятельства не имеют правового значения для реализации права экспортера на возмещение сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций.
В данном случае Инспекция не оспаривает факты уплаты Обществом сумм НДС его поставщику и пересечения таможенной границы Российской Федерации экспортированного в соответствии с ГТД груза, а также поступления на его счет экспортной выручки от иностранного контрагента.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным применение Обществом ставки 0% за февраль 2003 года и налоговых вычетов в сумме 1 231 281 руб., которые подлежат возмещению заявителю из бюджета в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Суд обоснованно признал недействительным решение Инспекции от 20.06.2003 N 02-07/891 ДСП в части отказа в возмещении Обществу 1 231 281 руб. НДС по экспорту за февраль 2003 года.
Кроме того, следует отметить, что поскольку суд полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства и дал им правовую оценку, то доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и основания для его отмены и удовлетворения жалобы Инспекции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.10.2003 по делу N А05-7420/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2004 г. N А05-7420/03-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника