Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2004 г. N А66-5856-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линза" Снетковой В.А. (доверенность от 14.01.2004 N 7), рассмотрев 19.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2003 по делу N А66-5856-03 (судья Бажан О.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линза" (далее - ООО "Линза", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 06.08.2002 N 251 о доначислении ему 177 455 руб. 26 коп. налога на добавленную стоимость, начислении 92 900 руб. пеней за несвоевременную уплату этого налога, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 35 491 руб. штрафа.
Решением от 19.09.2003 оспариваемый ненормативный акт налогового органа признан недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 19.09.2003, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции нормы материального права - статьи 169 НК РФ, которой установлены требования к счету-фактуре.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в марте-мае 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Линза" законодательства о налогах и сборах за 2001-2002 годы. Результаты проверки отражены в акте от 10.07.2003 N 126.
В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о неправомерном предъявлении Обществом в 2001 году к вычету 177455 руб. 26 коп. налога на добавленную стоимость, поскольку счета-фактуры, на основании которых была уплачена названная сумма налога поставщикам, содержат недостоверную информацию о наименовании и индивидуальном идентификационном номере поставщиков.
На основании материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 06.08.2003 N 251 о доначислении ООО "Линза" 177455 руб. 26 коп. налога на добавленную стоимость, начислении 92 900 руб. пеней за его неполную уплату, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде 35 491 руб. штрафа.
ООО "Линза" не согласилось с решением налогового органа и оспорило его в арбитражном суде. В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогоплательщика проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. Поскольку спорные счета-фактуры содержат все необходимые реквизиты, перечисленные в статье 169 НК РФ, вывод налоговой инспекции о неправомерном предъявлении заявителем к вычету налога незаконен.
Суд первой инстанции рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 этой статьи налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для применения налоговых вычетов налогоплательщик должен представить ряд документов, в том числе счета-фактуры.
Требования к счетам-фактурам предусмотрены статьей 169 НК РФ. Согласно пункту 2 этой статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 данной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик представил налоговому органу все документы, свидетельствующие об обоснованном применении им налоговых вычетов. Однако при проведении мероприятий налогового контроля налоговая инспекция установила, что ряд счетов-фактур содержит недостоверную информацию, в связи с чем налоговый орган посчитал неправомерным использование Обществом этих счетов-фактур как основания для налоговых вычетов.
Однако в сфере законодательства о налогах и сборах действует презумпция добросовестности налогоплательщика, и правоприменительные органы не могут истолковывать это понятие как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, разрешение вопроса о добросовестности либо недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, относится к компетенции арбитражных судов.
По данному делу арбитражный суд не усматривает недобросовестности налогоплательщика при предъявлении к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, составленных его поставщиками и содержащих все реквизиты, предусмотренные статьей 169 НК РФ. Налоговая инспекция не представила суду доказательства недобросовестных действий Общества, направленных на незаконное изъятие налога из бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение налогового органа о доначислении Обществу спорной суммы налога, взыскании пеней и штрафа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2003 по делу N А66-5856-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2004 г. N А66-5856-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника