Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2004 г. N А42-5119/03-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В.,
рассмотрев 20.01.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Мурманску Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.08.03 по делу N А42-5119/03-15 (судья Евтушенко О.А.),
установил:
Инспекция по городу Мурманску Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Гудимовой Елены Алексеевны 5 480 руб. 26 коп. недоимки по единому социальному налогу и 2 288 руб. 84 коп. пеней, всего - 7 769 руб. 10 коп.
Решением суда от 29.08.03 в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 29.08.03, ссылаясь на неправильное применение судом статьей 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Гудимова Е.А. осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица от 11.08.99 N 16827, выданного администрацией города Мурманска (лист дела 4). Ответчик 04.05.02 представил в налоговый орган декларацию по единому социальному налогу за 2001 год, в соответствии с которой предприниматель Гудимова Е.А. обязана перечислить в соответствующий бюджет 5 480 руб. 26 коп. единого социального налога (лист дела 15-17). Согласно данным лицевого счета налогоплательщика указанная сумма в срок не уплачена, в связи с чем налоговой инспекцией в адрес предпринимателя направлены требования об уплате налога от 28.02.03 и от 21.04.03 N 379506, в которых ответчику предложено уплатить в сроки до 10.03.03 и 01.05.03 соответственно 5 480 руб. 26 коп. недоимки по единому социальному налогу и 2 288 руб. 84 коп. пеней (листы дела 21, 28). Поскольку в установленный срок Гудимова Е.А. обязанности по уплате налога не исполнила, налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками единого социального налога.
Согласно статье 244 Налогового кодекса Российской Федерации расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 6 данной статьи. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. Расчет налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Кодекса. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, срок уплаты единого социального налога за 2001 год наступает 15.07.02.
Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный срок направления требования об уплате налога, который исчисляется с момента наступления срока уплаты налога. Указанный срок по единому социальному налогу за 2001 год истекает 15.10.02.
Фактически требование было направлено ответчику 28.02.03, срок его добровольного исполнения был определен до 10.03.03 (десять дней).
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, исчисляется с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При определении предельных сроков взыскания недоимок по налогам необходимо учитывать совокупность сроков, установленных статьями 46, 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом толкования, которое дается в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также в пункте 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.03 N 71.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться с 25.10.02, то есть по истечении 10 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования.
Поскольку заявление о взыскании недоимки и пеней предъявлено налоговой инспекцией 15.07.03, то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, оно не может быть удовлетворено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют. Суд первой инстанции обоснованно отказал налоговому органу в удовлетворении заявления о взыскании с предпринимателя Гудимовой Е.А. недоимок и пеней.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.08.03 по делу N А42-5119/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по городу Мурманску Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2004 г. N А42-5119/03-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника