Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2004 г. N А56-22787/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Алтынова К.В. (доверенность от 11.08.03 N 17/14209),
рассмотрев 19.01.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.03 по делу N А56-22787/03 (судья Королева Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экохим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 21.04.03 N 147 и об обязании налогового органа возвратить заявителю 275 068 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащие возмещению за декабрь 2002 года, с начислением 11 965 рублей процентов за нарушение сроков возврата этой суммы.
Решением от 15.09.03 суд признал указанное решение налогового органа недействительным, установив факт соблюдения Обществом требований пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и в порядке пункта 4 статьи 176 НК РФ обязал Инспекцию возвратить заявителю оспариваемую сумму НДС за декабрь 2002 года с начислением процентов в размере 8282 рублей 60 копеек, отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. По мнению налогового органа, "правоотношения по возврату излишне уплаченных налогов находятся в сфере регулирования бюджетного законодательства", а следовательно, "требование суда о возмещении Обществу сумм НДС относится к Федеральному казначейству и не влияет на права и обязанности налогового органа". В связи с этим Инспекция считает, что суд при вынесении обжалуемого решения неправомерно не применил положения статей 165 и 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также "не учел положения статьи 6-1 НК РФ, что привело к завышению суммы процентов, подлежащих начислению на возвращаемую сумму НДС".
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 07.04.03 N 147 Инспекция, проверив в камеральном порядке декларацию Общества по ставке 0% за декабрь 2002 года и документы, подтверждающие его право на возмещение 670 811 рублей НДС: установила соответствие представленных им документов требованиям статьи 165 НК РФ и факт уплаты названной суммы налога поставщикам экспортированного товара. Однако, в связи с тем, что "в результате мероприятий налогового контроля не установлен факт уплаты 398 970 рублей НДС по поставщикам экспортированного товара", налоговый орган признал необоснованным возмещение 380 828 рублей НДС.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 21.04.03 N 147 и направила Обществу заключение от 21.04.03 N 147 об отказе ему в возмещении 275 068 рублей НДС за декабрь 2002 года "в целях обеспечения баланса государственных интересов в связи с непоступлением в бюджет НДС по экспортированной продукции".
Кассационная инстанция считает, что отказ налогового органа в возмещении оспариваемой суммы НДС не основан на нормах налогового законодательства.
Право налогоплательщика на возмещение НДС при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы. В свою очередь налоговый орган не позднее трех месяцев со дня представления этих документов должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов на основании документов, указанных в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортированных товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих перечисление в бюджет сумм НДС поставщиками Общества.
Следует также отметить, что поставщики реализованных на экспорт товаров являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом налоговые органы, обязанные в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, вправе в порядке статей 45-47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этими налогоплательщиками обязанностей, установленных Налоговым кодексом РФ, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В данном случае Инспекция не оспаривает обоснованность применения Обществом ставки 0% за декабрь 2002 года, факт уплаты им 275 068 рублей НДС при осуществлении экспортных операций, а также соответствие представленных документов требованиям пункта 1 статьи 165 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, что и является основанием для применения вычетов и возмещения сумм НДС, уплаченных при приобретении экспортированных товаров (работ, услуг).
Кассационная инстанция считает несостоятельными доводы Инспекции о том, что "правоотношения по возврату излишне уплаченных налогов находятся в сфере регулирования бюджетного законодательства", поэтому в силу статьи 176 НК РФ "требование суда о возмещении Обществу сумм НДС относится к Федеральному казначейству и не влияет на права и обязанности налогового органа". Названной нормой установлен порядок возмещения сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), а порядок возврата излишне уплаченных в бюджет налогов определен в статье 78 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ возмещение сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации по ставке 0% и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса. При этом не позднее последнего дня указанного срока налоговый орган при отсутствии оснований для зачета подлежащей возмещению суммы налога должен принять решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который осуществляет возврат этих сумм в течение двух недель после получения решения налогового органа.
Таким образом, основанием для возврата органом федерального казначейства налогоплательщику сумм НДС, подлежащих возмещению, является решение не суда, а налогового органа, который обязан в силу норм Налогового кодекса осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборам, проверять обоснованность предъявления к возмещению сумм НДС при налогообложении по ставке 0% и принимать в связи с этим решения, исполняемые органами федерального казначейства в части возврата сумм НДС, подлежащих возмещению.
Несостоятелен и довод кассационной жалобы о том, что суд не применил положения статьи 6-1 НК РФ при исчислении процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 за нарушение сроков, установленных этой нормой. Согласно заверенному Инспекцией и Обществом акту сверки расчетов (лист дела 92), проценты в сумме 8 282 рублей 60 копеек начислены "с учетом всех процедурных сроков, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ". В ходе судебного разбирательства налоговый орган не оспаривал требование заявителя о начислении процентов по размеру, а в ходе кассационного обжалования не представил доказательства, что неправильное применение 6-1 НК РФ "привело к завышению суммы процентов, подлежащих начислению на возвращаемую сумму НДС".
При таких обстоятельствах следует признать, что суд правомерно, признав недействительным решение Инспекции от 21.04.03 N 147 об отказе Обществу в возмещении 275 068 рублей НДС за декабрь 2002 года, обязал ее возвратить заявителю названную сумму налога с начислением 8282 рублей процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, а в удовлетворении остальной части требований - по процентам - отказал.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.03 по делу N А56-22787/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2004 г. N А56-22787/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника