Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от
23 января 2004 г. N А56-22431/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Сясьский ЦБК" Терещенко Т.Н. (доверенность от 02.07.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Яковлевой С.Г. (доверенность от 12.01.2004 N 353), рассмотрев 20.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2003 по делу N А56-22431/03 (судья Рыбаков С.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Сясьский ЦБК" (далее - ОАО "Сясьский ЦБК", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 20.06.2003 N 181 о доначислении по декларации по внутреннему рынку за февраль 2003 года 1 464 650 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 80 848 руб. 68 коп. пеней по этому налогу и о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 293 130 руб. штрафа, а также решения налогового органа от 20.06.2003 N 21/э в части отказа в возмещении 673 213 руб. налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за февраль 2002 года.
Решением от 09.09.2003 ненормативные акты налогового органа в оспариваемой части признаны недействительными.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 09.09.2003, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции нормы материального права - статьи 169 НК РФ, которой установлены требования к порядку составления счетов-фактур.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сясьский ЦБК" представило в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 (10) % и по налоговой ставке 0% за февраль 2003 года.
Налоговая инспекция провела камеральные проверки указанных деклараций, по результатам которых приняла решение от 20.06.2003 N 181 о доначислении Обществу 1 464 650 руб. налога, начислении пеней и взыскании штрафов за его неполную уплату по декларации по внутреннему рынку, а также от 20.06 2003 N 21/э об отказе Обществу в возмещении из бюджета 673 213 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при приобретении товарно-материальных ценностей, реализованных Обществом на экспорт. Основанием для вынесения таких решений стал вывод налогового органа о том, что счета-фактуры, составленные поставщиком налогоплательщика - обществом с ограниченной ответственностью "Хизер", не соответствуют требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, поскольку данная организация на учете в налоговом органе не состоит, а индивидуальный номер налогоплательщика, указанный в счетах-фактурах, не существует.
ОАО "Сясьский ЦБК" не согласилось с решениями налоговой инспекции и оспорило их в арбитражном суде. В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогоплательщика проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. Поскольку спорные счета-фактуры содержат все необходимые реквизиты, перечисленные в статье 169 НК РФ, вывод налоговой инспекции о неправомерном предъявлении заявителем к вычету налога на добавленную стоимость незаконен.
Суд первой инстанции рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительными ненормативные акты налогового органа в оспариваемой части.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 этой статьи налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "в пункте 7 статьи 164 НК РФ" следует читать "в пункте 6 статьи 164 НК РФ"
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Причем вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ.
Таким образом, для применения налоговых вычетов налогоплательщик должен представить предусмотренные законодательством документы, в том числе счета-фактуры.
Требования к счетам-фактурам установлены статьей 169 НК РФ. Согласно пункту 2 этой статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 данной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик представил налоговому органу все документы, свидетельствующие об обоснованном применении им налоговых вычетов, а также налоговой ставки 0 процентов при экспорте товара. Факты приобретения ОАО "Сясьский ЦБК" товаров, оплаты поставщикам их стоимости, в том числе налога на добавленную стоимость, принятие товаров на учет, а также экспорт товара налоговой инспекцией не оспариваются.
Доводы налогового органа сводятся к тому, что поставщик Общества - общество с ограниченной ответственностью "Хизер" указало в счетах-фактурах, выставленных заявителю, недостоверные сведения.
Вместе с тем в сфере законодательства о налогах и сборах действует презумпция добросовестности налогоплательщика, и правоприменительные органы не могут истолковывать это понятие как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, разрешение вопроса о добросовестности либо недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, относится к компетенции арбитражных судов.
По данному делу арбитражный суд не усматривает недобросовестности налогоплательщика при предъявлении к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании составленных его поставщиком счетов-фактур, содержащих все реквизиты, предусмотренные статьей 169 НК РФ. Налоговая инспекция не представила суду доказательства недобросовестных действий Общества, направленных на незаконное изъятие налога из бюджета.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2003 по делу N А56-22431/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2004 г. N А56-22431/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника