Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 января 2004 г. N А56-22427/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., при участии от закрытого акционерного общества "Генеральная строительная корпорация "Управление Механизации и Автотранспорта" Шишло А.В. (доверенность от 08.10.2003 N 490), Юрковой Т.И. (доверенность от 26.01.2004 N 48), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Вороновой О.Н. (доверенность от 16.01.2003 N 01/18869),
рассмотрев 27.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 13.08.2003 (судья Масенкова И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2003 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22427/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Генеральная строительная корпорация "Управление Механизации и Автотранспорта" (далее - ЗАО "ГСК УМиАТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 26.06.2003 N 03/948 в части признания неправомерным предъявления Обществом к возмещению из бюджета 5 285 028 руб. налога на добавленную стоимость, начисления 752 458 руб. пеней за неполную уплату этого налога, а также в части привлечения ЗАО "ГСК УМиАТ" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде 931 335 руб. штрафа.
Решением от 13.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2003, ненормативный акт налогового органа в обжалуемой части признан недействительным.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 13.08.2003 и постановление от 31.10.2003, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - положений законодательства о налоге на добавленную стоимость, которыми установлены порядок и условия применения налоговых вычетов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в апреле-мае 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ЗАО "ГСК УМиАТ" законодательства о налогах и сборах в период с июля 2001 года по декабрь 2002 года, в ходе которой выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 09.06.2003 N 03/2189.
Налоговый орган установил, что в 2001 и 2002 году Общество заключило с австрийскими компаниями "SOGELEASE LEASING GESELLSCHAFT МВН" и "AFIN LEASING A.G." договоры лизинга, на основании которых ввезло на территорию Российской Федерации автотранспортные средства. При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации ЗАО "ГСК УМиАТ" уплатило таможенные платежи, в том числе всего 5 285 028 руб. налога на добавленную стоимость. Впоследствии (в октябре и декабре 2001 года, феврале и декабре 2002 года) Общество предъявило указанную сумму налога к вычету.
Налоговый орган считает, что заявитель неправомерно предъявил к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне при ввозе автотранспортных средств, поскольку лизингодатели являются иностранными компаниями и, по мнению налоговой инспекции, указанные автотранспортные средства используются при производстве и реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации. Суммы налога на добавленную стоимость должны учитываться налогоплательщиком в стоимости автотранспортных средств.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 26.06.2003 N 03/948, которым, в частности, доначислил ЗАО "ГСК УМиАТ" 5 285 028 руб. налога на добавленную стоимость, начислил пени за его несвоевременную уплату, а также привлек Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 931 335 руб. штрафа.
ЗАО "ГСК УМиАТ" не согласилось с решением налоговой инспекции в изложенной части и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что им выполнены все условия, с которыми законодательством о налоге на добавленную стоимость связывается право налогоплательщика на применение налоговых вычетов. В частности, заявитель указал на то, что суммы налога на добавленную стоимость уплачены им при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, а автотранспортные средства поставлены на учет.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами Общества и признали недействительным решение налогового органа в оспариваемой части.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации установлены статьей 151 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено статьей 150 НК РФ. При помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. В силу пункта 1 названной статьи налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Причем вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и налоговым органом не оспаривается, что ЗАО "ГСК УМиАТ" в полном объеме уплатило налог на добавленную стоимость при ввозе автотранспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза.
Из материалов дела видно, что указанные автотранспортные средства приняты Обществом на учет и в соответствии с правилами бухгалтерского учета отражены на забалансовом счете 001.
Таким образом, налогоплательщик выполнил условия, необходимые для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных на таможне, и у налогового органа не было оснований для доначисления ему спорного налога.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налоговой инспекции о том, что местом реализации услуг финансовой аренды (лизинга) в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации, в связи с чем применение Обществом спорных налоговых вычетов неправомерно.
Статьей 148 НК РФ установлено, в каких случаях в целях налогообложения работы (услуги) считаются выполненными (оказанными) на территории Российской Федерации, поскольку, если местом их выполнения (оказания) территория Российской Федерации не является, операции по реализации работ (услуг) налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Однако в рассматриваемой ситуации объектом обложения налогом на добавленную стоимость является не реализация услуг финансовой аренды, а ввоз имущества на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, если иное не установлено положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), в случае использования указанных товаров (работ, услуг) при:
1) производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 149 НК РФ;
2) производстве и (или) передаче товаров (работ, услуг), операции по передаче (выполнению, оказанию) которых для собственных нужд признаются объектом налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, но не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 НК РФ;
3) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 6 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ), действовавшим до 01.01.2002 в связи с принятием Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, а затем подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 170 НК РФ в связи с принятием названного Закона, были предусмотрены случаи, когда налог на добавленную стоимость учитывается в стоимости соответствующих товаров.
Пунктом 6 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг), в случае:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ;
2) приобретения (ввоза) амортизируемого имущества для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ.
Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ определено, что во всех перечисленных в пункте 2 статьи 170 НК РФ случаях налог на добавленную стоимость учитывается в стоимости товаров (работ, услуг).
Судами установлено, что приобретенные Обществом автотранспортные средства использовались для оказания автотранспортных услуг на территории Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость предъявлен налогоплательщиком к вычету как в период действия Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, так и в период действия Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Рассматриваемый случай к перечисленным в пунктах 2 и 6 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона N 166-ФЗ) и пункте 2 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона N 57-ФЗ) не относится.
Следовательно, предъявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, является общим правилом, а отнесение его на расходы предприятия или на увеличение стоимости ввезенного имущества - исключением из этого правила.
Таким образом, обжалуемые налоговым органом судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22427/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2004 г. N А56-22427/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника