Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2004 г. N А44-1988/03-С7
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по Чудовскому району Новгородской области на решение от 09.09.2003 (судья Пестунов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2003 (судьи Куропова Л.А., Бочарова Н.В., Янчикова Н.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1988/03-С7,
установил:
Закрытое акционерное общество "Спецстроймеханизация" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чуковскому району Новгородской области (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невозврате на расчетный счет 214 619 руб. и незачете в счет предстоящей уплаты налогов 9066, 28 руб. из 223 685,4 руб. излишне уплаченного за 2000-2002 годы налога с владельцев транспортных средств.
Решением суда от 09.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2003, требования Общества удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в невозврате на расчетный счет Общества 175 348, 43 руб., а также и в неосуществлении зачета в счет предстоящей уплаты налогов 9 066,28 руб. излишне уплаченного за 2000-2002 годы налога с владельцев транспортных средств. Одновременно суд возложил на налоговый орган обязанность возвратить из бюджета на расчетный счет Общества и вынести решение о зачете излишне уплаченного налога в сумме 184 414, 71 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования Обществу отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в удовлетворенной части требования, и отказать Обществу в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно осуществило перерасчет налога с владельцев транспортных средств по ставкам, установленным Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах), на основании определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О. Налоговый орган считает, что исчисление налога с владельцев транспортных средств по ставкам, установленным Федеральным законом - Законом о дорожных фондах, возможно только с даты вступления в силу названных определений Конституционного Суда Российской Федерации, то есть с 10.04.02, поскольку решения и определения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу после их провозглашения и обратной силы не имеют.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о дорожных фондах налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
Пунктом 1 статьи 6 Закона о дорожных фондах установлены конкретные ставки налога в денежном выражении в зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя. Вместе с тем пунктом 5 названной статьи допускается возможность увеличения ставок законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона о дорожных фондах.
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивает силу и не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон о Конституционном Суде) признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Согласно статье 79 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Таким образом, нормы Закона Новгородской области, увеличивающие налоговые ставки, не подлежали применению с момента их введения исходя из правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в постановлениях от 08.10.97, 11.11.97 и 30.01.01.
В определении от 04.12.2000 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что на лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, но чьи дела также были разрешены на основании актов, признанных неконституционными, распространяется положение части третьей статьи 79 Закона о Конституционном Суде, в соответствии с которым решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, то есть с использованием закрепленных другим законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.
Как видно из материалов дела, в 2000-2002 годах Общество исчисляло подлежащие уплате суммы налога с владельцев транспортных средств по ставкам, установленным Законом Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств". Сумма уплаченного Обществом за 2000-2002 годы налога с владельцев транспортных средств составила 223 724,71 руб.
Однако в мае 2003 года, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.04.2002 N 104-О, заявитель осуществил перерасчет суммы налога с владельцев транспортных средств по ставкам, установленным Законом о дорожных фондах и представил 23.05.2003 в налоговую инспекцию уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств. Согласно данным уточненных деклараций налогоплательщиком в 2000-2002 годах излишне уплачено 223 683,4 руб. этого налога. Вместе с декларациями Обществом подано заявление от 23.05.2003 N 57 о возврате на расчетный счет 214 619 руб. и зачете в счет предстоящей уплаты налогов 9066,28 руб.
Поскольку налоговый орган не возвратил Обществу указанную сумму налога, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налоговой инспекции. Суды правомерно удовлетворили требования Общества (частично). Согласно уточненным декларациям Общество обязано было уплатить за 2000-2002 годы 39 310 руб. налога с владельцев транспортных средств. Сумма излишне уплаченного Обществом налога за 2000-2002 годы составила 184 414,71 руб.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим кодексом.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция не совершила каких-либо действий по рассмотрению заявления Общества о возврате и зачете излишне уплаченных сумм налога с владельцев транспортных средств, не выполнила возложенных на нее обязанностей, чем нарушила права налогоплательщика.
Таким образом, бездействие налоговой инспекции, выразившегося в невозврате и незачете Обществу 184 414,71 руб. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы, обоснованно признано судами первой и апелляционной инстанций незаконным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2003 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1988/03-С7 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по Чудовскому району Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2004 г. N А44-1988/03-С7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника