Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2004 г. N А26-4136/03-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М.,
при участии от Мингоссобственности Республики Карелия Щепериной Н.А. (доверенность от 12.02.2004 N 05-767/СД),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Петрозаводска на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2003 по делу N А26-4136/03-15 (судья Панова Т.Е.),
установил:
Министерство государственной собственности Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации города Петрозаводска (далее - администрация) о признании права федеральной собственности на нежилые помещения площадью 84,0 кв. м, расположенные по адресу: г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 9.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Карельского отделения (далее - Сбербанк России), Национальный банк Республики Карелия (далее - Национальный банк), Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России).
Решением от 28.10.2003 исковые требования удовлетворены: признано право федеральной собственности на нежилые помещения площадью 84 кв. м, расположенные по указанному выше адресу.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе администрация просит отменить указанное решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда материалам дела. Как указывает податель жалобы, жилой дом с находящимся в нем спорными нежилыми помещениями после ввода в эксплуатацию был зарегистрирован по праву государственной собственности за жилищно-эксплуатационным предприятием и в установленном порядке у него не изымался; доказательства того, что спорное имущество создано за счет средств Сберегательного банка СССР, в деле отсутствуют; названные нежилые помещения использовались для размещения сберегательной кассы по договорам аренды; доказательств передачи помещений в ведение Банка России на момент объявления Сберегательного банка СССР собственностью РСФСР не имеется; на момент разграничения государственной собственности помещение занимал коммерческий банк. Кроме того, ответчик считает, что при принятии решения суд нарушил нормы процессуального права, поскольку к участию в деле не привлечен Банк России.
Министерство в отзыве на жалобу просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов ответчика.
В судебном заседании представитель Министерства против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Администрации копия определения о назначении кассационной жалобы направлялась заказным письмом N 81819, которое вручено адресату 12.02.2004, что подтверждается почтовым уведомлением, приобщенным к материалам дела. Третьи лица также извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. В таком случае неявка представителей ответчика и третьих лиц в судебное заседание в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета депутатов трудящихся от 06.04.72 N 366 утвержден акт государственной комиссии от 31.03.72 приемки в эксплуатацию 120-квартирного жилого дома по ул. Варламова в г. Петрозаводске.
Согласно данным технической инвентаризации в указанном жилом доме с 1976 года размещалась сберегательная касса.
На нежилые помещения площадью 659,3 кв. м, расположенные в цокольном этаже названного жилого дома, в том числе занимаемые сберкассой, на основании Указа Президиума Верховного Совета Карельской АССР от 14.12.90, решения Президиума Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 25.05.91 N 117 и реестра муниципального имущества 09.08.2001 зарегистрировано право муниципальной собственности города Петрозаводска.
В то же время нежилое помещение площадью 84 кв. м по указанному адресу внесено в реестр федерального имущества.
Считая, что нежилые помещения, занятые сберкассой, включены в состав муниципальной собственности незаконно, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Полно и всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их надлежащим образом, суд пришел к правильному выводу о том, что спорное имущество относится к федеральной собственности и в муниципальную собственность передано быть не могло.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень федеральной, государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении принадлежности таких объектов соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относится имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета Российской Федерации.
Как установлено судом, в спорном нежилом помещении располагался Карельский государственный банк Сберегательного банка СССР, который постановлением Верховного Совета РСФСР от 13.07.90 N 92-1 объявлен собственностью РСФСР и преобразован в Сберегательный банк РСФСР, переданный в ведение Государственного банка РСФСР.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 16.08.90 N 146-1 объявленное собственностью РСФСР имущество российских специализированных банков и подведомственных им учреждений передано на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР, и в силу постановления Верховного Совета РСФСР от 24.06.91 N 1481-1 это имущество не подлежало разгосударствлению и приватизации без согласия Банка России.
На основании приказа Банка России от 21.03.91 N 02-20 на базе учреждений Сбербанка РСФСР образован Акционерный коммерческий Сберегательный банк РСФСР. Банк России выступил учредителем и внес вклад денежными средствами в размере 1 млрд. руб. Таким образом, имущество, в том числе помещения, осталось в ведении Банка России и из федеральной собственности не выбывало. Данные обстоятельства установлены, в частности, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2002 по делу N А41-К1-19677/01.
Сведений о том, что в последующем помещения передавались кому-либо уполномоченным лицом, не имеется. Следовательно, на момент разграничения собственности спорное имущество находилось в ведении федерального учреждения.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что спорные помещения как имущество учреждения, финансируемого из федерального бюджета, в соответствии с пунктом 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 относятся к федеральной собственности.
Ссылка подателя жалобы на то, что жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по указанному выше адресу находился на балансе жилищно-эксплуатационного участка и был зарегистрирован Республиканским бюро технической инвентаризации, а затем Республиканским государственным центром "Недвижимость" по праву государственной собственности, правомерно отклонена судом. Такие обстоятельства, как нахождение имущества на балансе одного предприятия, а также регистрация помещений указанными органами, не являются правоустанавливающими для возникновения права собственности.
Факт использования спорного имущества Сбербанком России на условиях договора аренды также не влияет на решение вопроса об отнесении данного имущества к федеральной или муниципальной собственности. К тому же данное обстоятельство является предположительным и документально не подтверждено.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие в деле документов, свидетельствующих об источниках финансирования строительства дома, не может быть принята во внимание. Кассационная инстанция считает, что судом были установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и выводы суда об этих обстоятельствах соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Указание администрации на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела без участия Банка России, не соответствует действительности. Банк России привлечен к участию в деле в качестве третьего лица определением арбитражного суда от 23.10.2003, представитель Банка России Цепляев О.В. на основании доверенности от 11.02.2003, как следует из протокола судебного заседания и вводной части решения, присутствовал в судебном заседании.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит, что при вынесении обжалуемого решения нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2003 по делу N А26-4136/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Петрозаводска - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2004 г. N А26-4136/03-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника