Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2004 г. N А56-22214/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Зубаревой Н.А. и Малышевой Н.Н., при участии от межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу Пироговой А.А. (доверенность от 15.05.2003 N 03-09/3373), от компании "Кокетт Марин Ойл Лимитед" Исхакова М.Ю. (доверенность от 18.06.2003 78АМ N 206592),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2003 по делу N А56-22214/03 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Компания "Кокетт Марин Ойл Лимитед" (далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 19.05.2003 N 07-50/9 об отказе в возмещении 4 160 643 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по налоговой ставке 0 процентов за январь 2003 года по операциям перемещения припасов.
Решением суда от 10.10.2003 заявление Компании удовлетворено. Суд признал недействительным оспариваемое Компанией решение налогового органа и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Компании путем вынесения решения о возмещении путем возврата из бюджета на расчетный счет заявителя 4 160 643 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2003 года и направления этого решения для исполнения в органы федерального казначейства.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Компанией нарушены требования подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ. Представленные грузовые таможенные декларации (далее - ГТД), оформлены ненадлежащим образом: в приложенных к декларации поручениях на отгрузку не указаны порт и страна назначения морского судна при отправлении с таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, Компанией не представлены стандартные документы перевозчика.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, а представитель Компании просил решение суда оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что 20.02.2003 Компания представила в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за период с 01.01.2003 по 31.01.2003, с комплектом документов.
В указанной декларации Компания отразила выручку от реализации нефтепродуктов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов", облагаемую по ставке 0 процентов, и налоговые вычеты в сумме 4 160 643 руб.
Считая, что сумма налоговых вычетов в соответствии с пунктом 2 статьи 173 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ подлежит возмещению из бюджета, Компания направила в налоговый орган соответствующее заявление, в котором просила возвратить эту сумму на ее расчетный счет.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка декларации, о чем составлен акт, на основании которого принято решение от 19.05.2003 N 07-50/9 об отказе Компании в возмещении из бюджета 4 160 643 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2003 года.
Налогоплательщик не согласился с вынесенным решением и обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении из бюджета 4 160 643 руб. налога на добавленную стоимость и требованием обязать налоговую инспекцию возместить указанную сумму налога из бюджета путем ее возврата на расчетный счет Компании.
Суд удовлетворил требования заявителя, и кассационная инстанция считает такое решение законным и обоснованным.
Как установлено судом, во исполнение контракта от 10.05.2001, заключенного с фирмой "Асошиэйтед Марин Лтд", Компания осуществляла поставку топлива для бункеровки судов, находящихся в российских портах. Реализация нефтепродуктов оформлена Компанией в таможенном режиме перемещения припасов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещение припасов. Для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации морских судов.
Таможенный режим перемещения припасов введен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов". Во исполнение этого постановления Государственным таможенным комитетом Российской Федерации были изданы приказ от 07.08.2001 N 765 "О таможенном режиме перемещения припасов, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524", действовавший до 27.11.2001 и введенный в действие с 28.11.2001 приказ от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов". В приложении к приказу от 19.10.2001 N 1000 изложены особенности таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов. Указано, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой при перемещении (загрузке) припасов на морские суда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации таможенным органом принимается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах. Решение о выпуске припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов оформляется путем проставления на заявке подписи должностного лица таможенного органа, даты принятия решения и оттиска личной номерной печати. Кроме того, на всех экземплярах заявки должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Погрузка разрешена" и подпись, которую заверяет оттиском личной номерной печати, а также дату принятия решения о возможности выпуска товаров (припасов) в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов. Предусмотрено, что в качестве заявки могут быть использованы поручение на отгрузку, требование, накладная и тому подобные документы.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 12 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания.
Компания в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ и с учетом особенностей их оформления, предусмотренных в приложении к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов", представила налоговому органу комплект документов, подтверждающих как факт реализации припасов (помещение под таможенный режим перемещения припасов) в соответствии с заключенным контрактом, так и факт поступления валютной выручки.
Эти же документы оценены судом первой инстанции и признаны надлежащими. Правовых оснований для переоценки этого вывода суда у кассационной инстанции не имеется.
Так, Компанией в налоговую инспекцию и в суд представлены поручения на отгрузку судовых припасов с отметками таможенного органа "Товар вывезен полностью".
Следовательно, суд обоснованно не принял во внимание довод налогового органа об отсутствии на таможенных декларациях (не грузовых таможенных декларациях, а таможенных декларациях) отметок таможенного органа о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
Кассационная инстанция отклоняет и довод жалобы налоговой инспекции о непредставлении Компанией стандартных документов перевозчика. Налоговым органом не указано, какие именно стандартные документы перевозчика не представлены заявителем. Между тем, подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представить копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания.
Налогоплательщиком представлены доставочные расписки (отнесенные им к "иным документам") с отметками пограничного таможенного органа о вывозе припасов.
Правового обоснования того, что указанные документы не относятся к "иным документам, подтверждающим вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации", налоговым органом не представлено.
Доказательств недобросовестности налогоплательщика при перемещении припасов налоговым органом также не представлено.
Кроме того, кассационная инстанция считает не основанным на положениях пункта 1 статьи 165 НК РФ и пунктов 11 и 22 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов", а потому незаконным, требование налоговой инспекции к налогоплательщику доказать, что топливо, вывезенное за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме "Перемещение припасов", реализовано в количестве, необходимом для нормальной эксплуатации судов. Проверка данного обстоятельства входит в компетенцию таможенных органов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2003 по делу N А56-22214/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2004 г. N А56-22214/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника