Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2004 г. N А56-27755/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области главного специалиста Воиновой А.С. (доверенность от 05.01.2004 N 03-04/14) и заместителя начальника юридического отдела Ереминой А.А. (доверенность от 05.01.2004 N 03-04/13), от ООО "Бит" юриста Голубевой Е.О. (доверенность от 24.02.2004) и юриста Шугалина А.В. (доверенность от 08.10.2003),
рассмотрев 01.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2003 по делу N А56-27755/03 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственность "Бит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 29.07.2003 N 13-07-3/10280 в части доначисления Обществу 158 908 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 18 058 руб. пеней и 31 781 руб. 60 коп. штрафа.
Решением суда от 29.10.2003 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда. Налоговый орган считает, что выставленные заявителю поставщиками - обществом с ограниченной ответственностью "Северо-Запад" (далее - ООО "Северо-Запад") и обществом с ограниченной ответственностью "Ладога" (далее - ООО "Ладога") счета-фактуры на общую сумму 158 908 руб. оформлены с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно в них отсутствуют подписи руководителя и главного бухгалтера либо иных лиц, уполномоченных на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки Общества Инспекция провела встречные проверки поставщиков Общества - ООО "Ладога" и ООО "Северо-Запад" и установила, что эти организации декларации по НДС в налоговые органы не представляют, НДС в бюджет не уплачивают, следовательно, в бюджете отсутствует источник для возмещения Обществу налога.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 03.07.2003 N 86, на основании которого с учетом возражений налогоплательщика по акту проверки принято решение от 29.07.2003 N 13-07-3/10280 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 38 550 руб. штрафа за неуплату НДС, 3 524 руб. штрафа за неуплату налога с владельцев автотранспортных средств, 1 181 руб. штрафа за неуплату налога на имущество. Данным решение Обществу также доначислено 216 278 руб. НДС, налога с владельцев автотранспортных средств и налога на имущество и начислено 51 159 руб. пеней по этим налогам.
Общество не согласилось с решением Инспекции в части доначисления 158 908 руб. НДС, 18 058 руб. пеней по этому налогу и взыскания 31 781 руб. 60 коп. штрафа за неуплату НДС.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права, поэтому подлежит отмене, а жалоба Инспекции - удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 названной статьи определено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень реквизитов обязательных для счетов-фактур, в который включены наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. Пунктом 6 этой статьи предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иным лицом, уполномоченным на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
Как видно из материалов дела, в числе представленных Обществом в порядке статьи 169 НК РФ счетах-фактурах имеются счета-фактуры, оформленные ненадлежащим образом, а именно: в счетах-фактурах от 11.10.2002 N 422, от 14.10.2002 N 426, от 15.10.2002 N 427, от 03.10.2002 N 416, от 02.10.2002 N 415, выставленных заявителю ООО "Северо-Запад", отсутствует подпись главного бухгалтера организации либо иного должностного лица, уполномоченного на то в соответствии с приказом по организации; в счетах-фактурах от 22.05.2002 N 115, от 19.05.2002 N 99, выставленных заявителю ООО "Ладога", отсутствует адрес грузополучателя и покупателя.
В соответствии с пунктом 2, подпунктами 2 и 3 пункта 5 и пунктом 6 статьи 169 НК РФ такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При этом не имеет правового значения факт оплаты Обществом товара и НДС поставщикам по таким счетам-фактурам, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает определенные требования к их оформлению.
Таким образом, вывод суда о том, что отдельные недостатки в оформлении счетов-фактур не являются достаточным основанием для отказа в принятии предъявленных сумм налога к вычетам, следует признать ошибочным.
Вместе с тем суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы Инспекции об отсутствии в бюджете источника для возмещения Обществу НДС, поскольку нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не ставят в зависимость право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС, уплаченного поставщику в составе цены приобретенного товара, от исполнения своих налоговых обязательств этими поставщиками.
При таких обстоятельствах решение суда как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене в части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2003 по делу N А56-27755/03 отменить в части.
Обществу с ограниченной ответственностью "Бит" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области от 29.07.2003 N 13-07-3/10280 по эпизоду доначисления НДС, начисления пеней и штрафа при применении налоговых вычетов по счетам-фактурам от 11.10.2002 N 422, от 14.10.2002 N 426, 15.10.2002 N 427, от 03.10.2002 N 416, от 02.10.2002 N 415, от 22.05.2002 N 115, от 19.05.2002 N 99, оформленным с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Бит" 250 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Г.Г.Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2004 г. N А56-27755/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника