Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 марта 2004 г. N А56-23720/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от предпринимателя Смирновой Я.В. Карамышева К.А. (доверенность от 15.07.03 N ЗK-9005),
рассмотрев 10.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.03 по делу N А56-23720/03 (судьи Бойко А.Е., Слобожанина В.Б., Несмиян С.И.),
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Смирнова Яна Вячеславовна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 11.07.03 N 14/27-13254 о наложении на предпринимателя административного взыскания на основании статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.10.03 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.12.03 решение суда отменено. Оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на законность привлечения предпринимателя к административной ответственности. По мнению подателя жалобы, вывод апелляционной инстанции о том, что предприниматель не должен приходовать полученную с применением контрольно-кассовой машины выручку в журнал кассира-операциониста, является ошибочным.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения предпринимателем Смирновой Я.В. законодательства в сфере осуществления денежных расчетов с населением в салоне красоты, расположенном по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Долгоозерная, 12-1. В ходе проверки выявлено расхождение суммы наличных денег и суммы, отраженной по контрольно-кассовой машине, на 5 руб. Результаты проверки отражены в акте от 26.06.03 N 020052.
В ходе проверки соблюдения предпринимателем условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций налоговой инспекцией установлен факт неоприходования 22 руб. наличных денежных средств в журнал кассира. Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.07.03 N 355.
По факту неоприходования денежной наличности налоговая инспекция составила в отношении Смирновой Я.В. протокол от 01.07.03 N 396 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ.
Постановлением налоговой инспекции от 11.07.03 N 14/27-13254 предприниматель Смирнова Я.В. привлечена к административной ответственности в виде 4 000 руб. штрафа.
Согласно пункту 22 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40, все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.
В пункте 19 письма от 16.03.95 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью" Центральный банк Российской Федерации указал, что данный порядок распространяется и на индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктами 1, 6, 7 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.93 N 51, прием наличных денег от населения при осуществлении торговых операций или оказании услуг населению на территории Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями через кассу кассирами (кассирами-контролерами) с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста. В книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. Записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений, с подписями кассира и представителями администрации предприятия.
Из приведенных нормативных положений следует, что индивидуальные предприниматели обязаны приходовать наличные денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовых машин, в кассовую книгу.
В силу статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Факт неоприходования предпринимателем денежной наличности подтверждается актом от 26.06.03 N 020052, актом от 01.07.03 N 355, протоколом об административном правонарушении от 01.07.03 N 396, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены оспариваемого постановления налоговой инспекции.
Вывод апелляционной инстанции о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков, предусмотренных статьей 28.5 КоАП РФ, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен в день выявления правонарушения (акт проверки от 01.07.03 N 355).
Кроме того, кассационная инстанция считает необходимым отметить, что нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении не является безусловным основанием для отмены постановления о наложении административного взыскания, если при этом не нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности. Сроки, предусмотренные статьей 28.5 КоАП РФ, являются дисциплинирующими, а не пресекательными, поскольку последствия пропуска этих сроков законом не определены.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении налоговой инспекцией прав и законных интересов предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.03 по делу N А56-23720/03 отменить.
Оставить в силе решение суда от 23.10.03 по тому же делу.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2004 г. N А56-23720/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника