Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 января 2004 г. N А56-14164/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н., Шевченко А.В., при участии от автономной некоммерческой организации "Биомедицинский центр" Глумовой Н.М. (доверенность от 20.01.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Чижаковской Ю.В. (доверенность от 16.01.2004 N 14-05/861) и Савкович Е.А. (доверенность от 22.01.2004 N 14-05/1359),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 11.08.2003 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 (судьи Исаева И.А., Тарасюк И.М., Сергиенко А.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14164/03,
установил:
Автономная некоммерческая организация "Биомедицинский центр" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 10.04.2003 N 2152995.
Решением суда от 11.08.2003 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и требования Организации отклонить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в ноябре 2002 - январе 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения автономной некоммерческой организацией "Биомедицинский центр" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2001.
В ходе проверки налоговая инспекция выявила ряд нарушений, что отражено в акте от 11.03.2003 N 2152995.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 10.04.2003 N 32152995 о доначислении 1 793 672 руб. налога на прибыль, 441 029 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, 829 000 руб. налога с владельцев транспортных средств, начислении пеней за несвоевременную уплату перечисленных сумм налогов, а также о привлечении Организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.
Считая решение налогового органа незаконным, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды удовлетворили заявление налогоплательщика, и кассационная инстанция считает такое решение судов законным и обоснованным.
В ходе проверки налоговая инспекция пришла к выводу о занижении Организацией налоговой базы 2000 года, облагаемой налогом на прибыль, в результате невключения в выручку от реализации товаров (работ, услуг) 17 357 000 руб. - стоимости выполненных научно-исследовательских работ. Кроме того, налоговый орган установил завышение расходов, отнесенных на себестоимость товаров (работ, услуг) Организации, уменьшающих налогооблагаемую прибыль 2000 года, на 11 379 093 руб.
Поскольку превышение доходов Организации над расходами в 2000 году составило 5 978 907 руб., Обществом недоплачен налог на прибыль за 2000 год в сумме 1 793 672 руб.
Занижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) 2000 года на 17 357 000 руб., а 2001 года - на 8 842 000 руб. явилось основанием и для доначисления налоговой инспекцией налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год - в сумме 14 736 600 руб., за 2001 год - 7 261 355 руб.
Оспаривая законность выводов о занижении выручки от реализации товаров (работ, услуг) вследствие неучета сумм, полученных по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, Общество утверждало, что средства, поступившие Обществу, являются целевым бюджетным финансированием, поэтому учитывались на счете 96 "Целевые финансирования и поступления".
Судами подтверждена обоснованность позиции Общества и кассационная инстанция считает этот вывод судов правильным.
Автономная некоммерческая организация "Биомедицинский центр" является некоммерческой организацией, основной целью создания и деятельности которой согласно Уставу является решение научных, технологических и иных задач, способствующих ограничению распространения ВИЧ-инфекции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках программы "Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего", утвержденной приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 22.05.97 автономная некоммерческая организация "Биомедицинский центр" проводила в 2000-2001 годах научные исследования по теме "Создание перспективных иммуногенов против ВИЧ и испытание их биологических свойств на животных".
На указанную программу выделялись средства из федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 31.12.99 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" и от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2001 год".
Финансирование участников программы, в том числе автономной некоммерческой организации "Биомедицинский центр", осуществлялось по смете через Государственный научный центр Российской Федерации Институт иммунологии (далее - Институт иммунологии), на который приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 25.04.97 N 9 было возложено организационно-техническое обеспечение исполнения программы "Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего".
Во исполнение названного приказа, в целях контроля за исполнением работ по программе и расходованием бюджетных средств, Институтом иммунологии были заключены с Организацией договоры от 10.01.2000 N 01.04.125 и от 10.01.2001 N 01.04.125/200.
Суды первой и апелляционной инстанций в результате оценки представленных сторонами доказательств пришли к выводу, что деятельность Организации по выполнению научно-исследовательских работ по теме "Создание перспективных иммуногенов против ВИЧ и испытание их биологических свойств на животных" направлена на ведение уставной непредпринимательской деятельности, осуществление научно-исследовательских работ в рамках государственной программы, а не на установление гражданских прав и обязанностей в сфере осуществления предпринимательской деятельности, преследующих цель извлечения прибыли.
Контроль за расходованием полученных в рамках программы средств из бюджета осуществлялся органами казначейства.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Из статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" также следует, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
В подпункте 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ указано, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Поскольку судами установлено, что деятельность Организации по выполнению научно-исследовательских работ по теме "Создание перспективных иммуногенов против ВИЧ и испытание их биологических свойств на животных" не подпадает под понятие предпринимательской, правовые оснований для включения Организацией спорных сумм в выручку от реализации товаров (работ, услуг) в 2000-2001 годах не имелось.
Учитывая изложенное, суды правомерно признали недействительным решение налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль за 2000 год, а налога на пользователей автомобильных дорог - за 2000 и 2001 годы, начислении пеней за нарушение срока уплаты этих налогов, а также наложения штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В ходе проверки налоговая инспекция также установила неполную уплату Обществом налога с владельцев транспортных средств за 2000 год в сумме 829 000 руб. в результате неправильного, в нарушение пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах", применения ставки налога. При исчислении этого налога по автобусу ГАЗ 22171 Организация применила ставку 8,46 руб. за 1 л.с., установленную Законом Санкт-Петербурга от 10.11.96 N 133-46 "О некоторых вопросах налогообложения в 1996-1999 годах" вместо 16.92 руб. за 1 л.с. - ставки, подлежавшей, по мнению налогового органа, применению в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34.
Суды первой и апелляционной инстанции признали незаконным применение налоговым органом в 2000 году ставки налога, установленной Законом Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах", и кассационная инстанция считает такое решение судов соответствующим нормам законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Кодекс согласно пункту 2 статьи 1 устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Поэтому правовое регулирование, касающееся данных вопросов, не может осуществляться иначе, чем это предусмотрено Кодексом.
Исходя из пункта 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно пункту 2 этой же статьи акты законодательства о налогах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Более того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Закон Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34 официально опубликован в Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 24.01.2000, а норма, устанавливающая повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств, введена в действие с 01.01.2000.
Следовательно, Закон N 252-34 вступил в силу в период действия положений пункта 1 статьи 5 НК РФ (действие этой статьи приостанавливалось Федеральным законом от 30.03.99 N 51-Ф3 до 01.01.2000).
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, а согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налоговым периодом по налогу с владельцев транспортных средств является год, следовательно, Закон N 252-34 в части применения повышенных ставок по этому налогу вступил в силу с 01.01.2001.
В первоначальной редакции Закона Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000 - 2003 годах" статьей 10 было предусмотрено, что этот закон вступает в силу с 01.01.2000, но Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2000 N 495-53 эта статья исключена.
Оценив данное обстоятельство, суды пришли к правильному выводу, что норма о повышении ставок налога подлежит применению с 01.01.2001, следовательно, доначисление налоговой инспекцией налога с владельцев транспортных средств за 2000 год на основании ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах", является незаконным.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14164/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2004 г. N А56-14164/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника