Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 февраля 2004 г. N А56-4640/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу Гатиятовой Л.М. (заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 23.07.2003 N 03-05/418), от ЗАО "Орлан-Эко" Новикова И.В. (адвокат, доверенность от 06.10.2003),
рассмотрев 02.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу на решение от 06.08.2003 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 30.10.2003 (судьи Сергиенко А.Н., Исаев И.А., Алексеев С.Н.) по делу N А56-4640/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Орлан-Эко" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 19.12.2002 N 28/67 и от 20.01.2003 N 49-11/77, N 49-11/92, N 49-11/86 и обязании налогового органа возместить Обществу из бюджета 2 210 299 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2002 года путем зачета в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, 1 192 063 руб. НДС за февраль 2002 года путем зачета в счет предстоящих платежей по НДС по внутреннему рынку; 4 848 761 руб. НДС за август 2002 года путем зачета в счет предстоящих платежей по НДС по внутреннему рынку и 4 995 298 руб. НДС за сентябрь 2002 года путем возврата на расчетный счет Общества.
Судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налогового органа произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 06.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2003, заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Налоговый орган считает, что Обществом нарушены положения статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) а именно: не представлены выписки банка, подтверждающие поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара по контракту в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ; поручения на отгрузку, отвечающие по форме и содержанию требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности Общества является бункеровка иностранных судов в порту Санкт-Петербурга.
Общество представило в Инспекцию декларации по НДС за январь, февраль, август и сентябрь 2002 года, заявив к возмещению из бюджета 13 246 421 руб. НДС, а также представив документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Инспекция, проверив в камеральном порядке декларации и документы Общества, вынесла решения от 20.01.2003: N 49-11/86 об отказе в возмещении 1 192 063 руб. НДС за февраль 2002 года, N 49-11/92 об отказе в возмещении 2 210 299 руб. НДС за январь 2002 года, N 49-11/77 об отказе в возмещении 4 995 298 руб. НДС за сентябрь 2002 года и от 19.12.2002 N 28/67 об отказе в возмещении 4 848 761 руб. НДС за август 2002 года.
В обоснование принятых решений налоговый орган сослался на то, что: контракт на поставку припасов не отвечает требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку в нем отсутствует отметка банка о принятии этого контракта на расчетное обслуживание; денежные средства, перечисленные в счет оплаты экспортного контракта, поступили со счета 30302 "Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации", однако данный счет используется при переводах денежных средств внутри филиалов банка, расположенных на территории Российской Федерации; в поручениях на отгрузку отсутствуют сведения, приведенные в пункте 10 приложения к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов".
Общество, считая решения Инспекции незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524 установлен таможенный режим перемещения припасов (вступило в силу с 13.07.2001). Согласно пункту 1 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного данным постановлением, перемещение припасов - это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для потребления и (или) использования на морских, речных судах и судах смешанного "река - море" плавания, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров (далее именуются соответственно - морские, воздушные суда и поезда), а также товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.
При этом припасы, перемещаемые (загружаемые) на таможенной территории Российской Федерации на морские и воздушные суда, убывающие за пределы таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами, если они вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажа, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, с учетом припасов, имеющихся на этих судах.
Как видно из материалов дела, истец реализовывал бункерное топливо и масла в количестве, необходимом для нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов.
Согласно статье 97 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. При выпуске товаров в таможенном режиме экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения (статья 99 ТК РФ). Из анализа данных норм и Положения о таможенном режиме перемещения припасов видно, что судовые припасы вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе, к ним не применяются меры экономической политики. Поэтому правомерно применение истцом ставки налога 0 процентов при реализации и поставке бункерного топлива на морские суда.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, действующего с 01.07.2002, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях этой статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции); выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке. В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных припасов; таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания.
Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 утверждены "Особенности таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на морских, воздушных судах и в поездах в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов" (далее - Приказ ГТК РФ N 1000). Пунктом 2 Особенностей установлено, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом принимаются при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов (далее - заявка), составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Общество представило в Инспекцию и в суд поручения на погрузку судовых припасов, оформленные в соответствии с требованиями Приказа ГТК РФ N 1000 и письма ГТК РФ от 11.10.2002 N 01-06/40619. Замечаний по поводу оформления заявок со стороны таможенного органа не поступило, что подтверждается штампом "погрузка разрешена". Поэтому довод жалобы налогового органа о нарушении заявителем требований подпункта 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ является несостоятельным.
Суд кассационной инстанции отклоняет и довод жалобы Инспекции о неподтверждении заявителем поступления валютной выручки от иностранного лица - покупателя товара по контракту.
Как разъяснил филиал "ОПЕРУ-4" Промышленно-строительного банка в письме от 09.12.2002 N 500/1519, денежные средства, поступающие в адрес клиентов, изначально зачисляются на корреспондентский счет банка с последующим зачислением на транзитный валютный счет клиента. Подтверждением этого являются выписка с транзитного валютного счета клиента и SWIFT - сообщение.
Согласно материалам дела Общество в порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ представило выписки банка, которые соответствуют требованиям данной статьи и являются надлежащими доказательствами поступления валютной выручки по экспортному контракту.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены решения и постановления судов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.10.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4640/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. N А56-4640/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника