Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 января 2004 г. N А56-22241/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области государственного налогового инспектора Меркушевой М.В. (доверенность от 31.12.2003 N 33187), от общества с ограниченной ответственностью "Выборгский лесной терминал" юрисконсульта Буринковой В.В. (доверенность от 01.06.2003 N 1), рассмотрев 14.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2003 по делу N А56-22241/03 (судья Захаров В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Выборгский лесной терминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - ИМНС, инспекция) от 05.05.2003 N 13-24/3/12148 и от 20.05.2003 N 13-24/3/13292 в части отказа в возмещении из бюджета 78 833 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2003 года и 540 091 руб. НДС за февраль 2003 года соответственно, и обязании налогового органа возместить из федерального бюджета названные суммы налога путем их возврата на расчетный счет общества.
Решением суда от 05.09.2003 заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 09.06.2003 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в бюджете отсутствует источник для возмещения обществу сумм НДС, поскольку в ходе проведения контрольных мероприятий документально не подтвержден факт уплаты НДС в бюджет поставщиком материальных ресурсов - обществом с ограниченной ответственностью "Аверс Линк" (далее - ООО "Аверс Линк").
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество представило в ИМНС декларации по налоговой ставке 0% за январь и февраль 2003 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подтверждающие его право на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций в указанные периоды, а 21.02.2003 и от 29.04.2003 обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате сумм НДС на его расчетный счет.
Инспекция провела камеральные проверки данных деклараций и документов, по результатам которых приняла решения от 05.05.2003 N 13-24/3/12148 и от 20.05.2003 N 13-24/3/13292 о частичном отказе в возмещении из федерального бюджета 78 833 руб. НДС за январь 2003 года и о частичном отказе в возмещении из федерального бюджета 540 091 руб. НДС за февраль 2003 года соответственно, в связи с отсутствием в бюджете источника для такого возмещения.
В обоснование принятых решений инспекция сослалась на результаты встречных проверок поставщика общества - общества с ограниченной ответственностью "Петролес" (далее - ООО "Петролес"), согласно которым он не является производителем экспортируемого товара. Прослеживая цепочку поставщиков данного товара, ИМНС провела камеральную проверку поставщика ООО "Аверс Линк", которой установила, что этот поставщик бухгалтерскую отчетность за I квартал 2003 года не представил, а последнюю "нулевую отчетность" представил лишь за девять месяцев 2002 года. При этом в последнем отчете данной организации за декабрь 2002 года по НДС отражено отсутствие оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Указанные обстоятельства, по мнению налогового органа, подтверждают отсутствие уплаты НДС в бюджет ООО "Аверс Линк" с выручки, полученной от ООО "Петролес" в январе и феврале 2003 года. Следовательно, сумма НДС, уплаченная обществом поставщику ООО "Петролес" в этих налоговых периодах, не подлежит возмещению из федерального бюджета.
Общество не согласилось с названными решениями ИМНС и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемые решения налогового органа в части отказа налогоплательщику в возмещении НДС недействительными и обязал ИМНС возместить обществу 78 833 руб. НДС по экспортным операциям за январь и 540 091 руб. НДС - за февраль 2003 года путем их возврата на расчетный счет общества, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункте 7 статьи 164" следует читать "пункте 6 статьи 164"
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено уплатой поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реальным экспортом этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Суд первой инстанции установил и инспекцией не оспаривается, что общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в подтверждение факта экспорта товаров в январе и феврале 2003 года, а также применения налоговых вычетов за указанные периоды.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факты приобретения обществом у поставщика - ООО "Петролес" товарно-материальных ценностей, используемых при экспорте товаров, и их оплаты с учетом НДС.
Инспекция не обращалась в суд первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением о фальсификации данных доказательств.
При этом нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанность экспортера при предъявлении НДС к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиками экспортируемых товаров выручки, полученной от покупателя по их счетам-фактурам, а также перечисления в бюджет полученных в связи с этим сумм налога.
В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).
Таким образом, следует признать, что общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за январь и февраль 2003 года.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для принятия оспариваемых решений о частичном отказе обществу в возмещении из бюджета 78 833 руб. НДС по экспортным операциям за январь и 540 091 руб. НДС - за февраль 2003 года.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Допущенные судом первой инстанции в решении от 05.09.2003 описки при указании сумм НДС, подлежащих возмещению обществу из бюджета за январь и февраль 2003 года, подлежат исправлению судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2003 по делу N А56-22241/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2004 г. N А56-22241/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника