Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 марта 2004 г. N А13-8224/03-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Металлургический коммерческий банк" начальника юридической службы Садокова М.В. (доверенность от 25.12.2003 N 75),
рассмотрев 04.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Металлургический коммерческий банк" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2003 по делу N А13-8224/03-23 (судья Логинова О.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Металлургический коммерческий банк" (далее - Общество, ОАО "Межкомбанк") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3.1 и 3.2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу от 24.06.2003 N 18-10/211 (далее - Инспекция).
В судебном заседании представитель ОАО "Меткомбанк" уточнил заявленные требования и просил признать недействительным решение Инспекции от 24.06.2003 N 18-10/211 в части доначисления Обществу 98 439 руб. 69 коп. налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
Решением суда от 05.11.2003 в удовлетворении требований Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и признать недействительным решение Инспекции от 24.06.2003 N 18-10/211 в части доначисления Обществу 98 439 руб. 69 коп. налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год. Податель жалобы указывает, что поскольку Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ), исключающий подпункт "м" из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1), вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то с 30 августа 2002 года налог на пользователей автодорог не подлежит уплате.
Кроме того, Общество обращает внимание на то, что Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах) сам по себе не является основанием для взимания налога на пользователей автодорог. Исключение подпункта "м" из пункта 1 статьи 19 Закона N 2118-1 одновременно упраздняет и отсылку к законодательству о дорожных фондах. По мнению ОАО "Меткомбанк", в данном случае суду необходимо применить пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которым установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.03.2003 ОАО "Меткомбанк" представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, согласно которой сумма налога, исчисленного по установленной ставке 1% составила 533 369 руб., в том числе за 4-й квартал 2002 года - 0 руб.
Инспекция провела камеральную проверку правильности уплаты Обществом налога на пользователей автомобильных дорог, по результатам которой приняла решение от 24.06.2003 N 18-10/211 о доначислении ОАО "Меткомбанк" 98 439 руб. 69 коп. указанного налога. К ответственности Общество не привлекалось, пени на 98 439 руб. 69 коп. налога не начислялись.
Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении спора суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
Подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" одним из источников образования дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог.
Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно статье 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" из Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" исключена статья 5.
Статьей 21 Закона N 110-ФЗ установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.
Так, в соответствии со статьей 21 Закона N 110-ФЗ статья 9 указанного закона, а также статья 2, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", а подпункт 1 статьи 20 этого же закона дополнен подпунктом "ж" "транспортный налог", вступают в силу с 1 января 2003 года.
Следовательно, до 01.01.2003 налог на пользователей автомобильных дорог не отменен.
Этот же вывод следует из статьи 4 Закона N 110-ФЗ, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.
Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.
Данный вывод подтверждается и тем, что в абзаце 4 статьи 20 Закона N 110-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций.
Доводы заявителя о том, что положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ об исключении из федеральных налогов налога на пользователей автомобильных дорог вступили в силу с 30.08.2002, являются несостоятельными. В статье 21 Закона N 110-ФЗ не предусмотрен порядок вступления в силу указанных положений статьи 2 данного Закона. Однако то обстоятельство, что порядок вступления в силу статьи 2 Закона специально не оговорен, не свидетельствует об отмене налога на пользователей автомобильных дорог с 30.08.2002.
В связи с этим доводы заявителя о том, что суду следовало руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НК РФ, являются необоснованными, так как арбитражным судом установлено отсутствие неустранимых сомнений, неясностей в применяемых к спорным правоотношениям нормативных актах.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя об отмене налога на пользователей автомобильных дорог с 01.09.2003, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Расходы по оплате кассационной жалобы остаются на ее подателе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2003 по делу N А13-8224/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Металлургический коммерческий банк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 марта 2004 г. N А13-8224/03-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника