Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 марта 2004 г. N А42-8061/01-27-135/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Корпусовой О.А., Хохлова Д.В., рассмотрев 02.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение от 22.09.03 (судья Галко Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 28.11.03 (судьи Сачкова Н.В., Драчева Н.И., Быкова Н.В.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8061/01-27-135/02,
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская Горно-Металлургическая Компания" (далее - ОАО "Кольская ГМК", Общество) 09.11.01 обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) по проведению зачета подлежащих возмещению Обществу 20 224 108,7 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в счет уплаты платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы, а также об обязании налоговой инспекции произвести возврат указанной суммы НДС с начисленными на нее процентами.
Определением суда от 09.09.02 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мончегорску Мурманской области.
Решением суда от 22.09.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.03, заявленные ОАО "Кольская ГМК" требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 22.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 28.11.03, считая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
ОАО "Кольская ГМК" 06.06.01 представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС за декабрь 2000 года, согласно которой Обществу надлежало возместить из бюджета 258 871 085 руб. НДС, и обратилось с заявлением от 16.07.01 N 1502 о возврате указанной суммы. На основании данного заявления налоговая инспекция произвела зачет НДС в счет уплаты налогов и пеней и приняла решение от 06.09.01 о возврате на расчетный счет заявителя 189 168 118,38 руб. налога. Заключение налоговой инспекции от 18.09.01 N 4782 о возврате Обществу 189 168 118,38 руб. НДС оставлено Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области без исполнения, с указанием на отсутствие письменного заявления ОАО "Кольская ГМК" в отношении суммы подлежащей возврату с учетом произведенных зачетов. В связи с этим 05.10.01 налогоплательщик представил в налоговую инспекцию заявление о возврате на расчетный счет 189 168 118,38 руб. НДС за декабрь 2000 года. Однако налоговая инспекция на основании заключения от 10.10.01 произвела зачет всей суммы налога, подлежащей возврату на основании решения от 06.09.01, в том числе 20 224 108,7 руб. зачтено в счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы и пеней.
По мнению кассационной инстанции, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение о правомерности заявленных обществом требований.
Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Пунктом 1 этой статьи предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи. Согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ подлежащая возмещению сумма в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. В силу требований пункта 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
В рассматриваемом случае ОАО "Кольская ГМК" 06.06.01 направило в налоговую инспекцию декларацию. С заявлением о возврате сумм налога на расчетный счет Общество обратилось 16.07.01. Решение о возмещении налога принято налоговым органом 06.09.01. Судом установлено, что на дату принятия этого решения Общество не имело задолженности по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы. Таким образом, зачет произведен налоговым органом за пределами сроков, установленных статьей 176 НК РФ, поскольку на момент вынесения налоговой инспекцией решения от 06.09.01 о возмещении налога срок уплаты платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы не наступил.
Учитывая положения приведенной выше нормы Налогового кодекса Российской Федерации и фактические обстоятельства дела, суд сделал правильный вывод о том, что налоговая инспекция неправомерно не произвела возврат налога налогоплательщику.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 176 НК РФ, при нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. В данном случае налоговая инспекция нарушила установленные статьей 176 НК РФ сроки возмещения налога. Следовательно, начисление процентов на подлежащую возврату налогоплательщику сумму является обоснованным.
Кроме того, судом установлено, что в нарушение статьей 46, 69 и 70 НК РФ налоговой инспекцией не соблюден установленный налоговым законодательством порядок взыскания с налогоплательщика платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы, существовавший на момент зачета подлежащего возврату НДС. По правилам статьи 21 НК РФ налогоплательщик исполняет свои обязанности самостоятельно. Следовательно, до принудительного взыскания налога налоговый орган обязан направить должнику требование об уплате налога. Такое требование Обществу не направлялось.
При таких обстоятельствах дела суд правомерно удовлетворил требования ОАО "Кольская ГМК" в полном объеме.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 28.11.03 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8061/01-27-135/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2004 г. N А42-8061/01-27-135/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника