Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 2004 г. N А56-25559/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области Чернышовой С.В. (доверенность от 07.02.2003), от открытого акционерного общества "Ленгазспецстрой" Осипова А.Е. (доверенность от 09.01.2003),
рассмотрев 24.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленгазспецстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2003 по делу N А56-25559/03 (судья Глазков А.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленгазспецстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 19.06.2003 N 17-12278.
Решением суда от 20.11.2003 Обществу в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Налоговая инспекция провела проверку правильности исчисления и уплаты Обществом платежей за пользование лесным фондом за 2000-2002 годы, о чем составлен акт от 04.03.2003 N 17-198. По результатам проверки вынесено решение от 19.06.2003 N 17-12278 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислении 5 153 руб. земельного налога, 97 885 руб. лесной подати и 3 442 руб. 10 коп. пеней.
Оспариваемое Обществом решение принято налоговой инспекцией в результате перерасчета платежей по выданным лесопользователю в 2001 году лесорубочным билетам в связи с изменением ставок лесных податей, которые введены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" и, по мнению налогового органа, действуют с 13.03.2001.
Статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 68 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551, в лесорубочном билете по каждой лесосеке указывается стоимость древесины, исчисленная по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, а также по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством, или по результатам лесных аукционов.
Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" лесные подати как платежи за пользование лесным фондом отнесены к платежам за пользование природными ресурсами.
Подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
При указанных обстоятельствах следует признать, что платежи за пользование лесным фондом (лесные подати) являются федеральным налогом.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, предоставление правомочия Правительству Российской Федерации устанавливать минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, не может рассматриваться как произвольное и ничем не мотивированное. Именно Правительство Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации, осуществляя исполнительную власть Российской Федерации, обеспечивает, в том числе посредством издания нормативных правовых актов, проведение в Российской Федерации единой финансовой политики, а также единой государственной политики в области экологии; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан (в том числе, следовательно, по обеспечению права на благоприятную окружающую среду, что предполагает ее охрану и обеспечение экологической безопасности), осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, изданными в сфере ведения Российской Федерации и в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "в", "е", "ж" части 1 статьи 114 во взаимосвязи со статьей 42, пунктами "в", "е" статьи 71, пунктами "б", "д" части 1 статьи 72, частью 1 статьи 110, статьей 115 и пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Исходя из названных выше положений, кассационная инстанция считает, что лесные подати являются налоговым платежом, определение существенных элементов которого в силу положений Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на федеральном уровне делегировано Правительству Российской Федерации. При этом названные положения действуют до введения в действие соответствующей главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В постановлении губернатора Ленинградской области от 29.12.2000 N 574-пг указано, что с 01.01.2001 ставки лесных податей и ставки арендной платы за древесину, отпускаемую на корню в лесах Ленинградской области, применяются в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.99 N 867, с учетом повышающих коэффициентов, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, то есть на уровне субъекта Российской Федерации существенные элементы налоговых платежей не изменены.
Как следует из материалов дела, в связи со строительством нефтепровода распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2000 N 1530-р и распоряжением Правительства Ленинградской области от 04.11.2000 N 497 было произведено изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы Ленинградской области и осуществлен их перевод в нелесные. Для подготовки трассы нефтепровода на названной территории заказчиком - открытым акционерным обществом "Балтийская трубопроводная система" и Обществом как подрядчиком были получены лесорубочные билеты для осуществления рубок промежуточного пользования.
В соответствии с названными нормативными актами государственное унитарное предприятие "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" исчислило и указало в лесорубочных билетах от 07.02.2001 N 13, от 15.02.2001 N 17 и от 23.02.2001 N 18 для лесопользователя размер платежей за пользованием лесным фондом.
Пунктом 54 Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.08.2002 N 522, предусмотрено, что в строке "Особые отметки" лесорубочных билетов делают записи об ограничении, приостановлении или прекращении права лесопользования; о возобновлении права пользования после устранения нарушений и причин, вызвавших ограничение или приостановление права пользования; о переуступке в установленном порядке прав по лесорубочному билету; основания и причины принятия таких решений и другие. Сделанные записи подписывает директор лесхоза или его заместитель и ставит печать.
В лесорубочных билетах от 07.02.2001 N 13, от 15.02.2001 N 17 и от 23.02.2001 N 18 руководителем лесхоза произведены записи о переуступке прав по лесорубочным билетам от открытого акционерного общества "Балтийская трубопроводная система" заявителю, при этом переход прав зафиксирован датами выдачи самих билетов, записи, свидетельствующие об иной дате переуступки прав, отсутствуют.
Таким образом, с момента выдачи лесорубочных билетов лесопользователем является Общество, а следовательно, вывод суда первой инстанции об уплате Обществом платежей за пользование лесным фондом в рамках гражданско-правовых отношений противоречит названным обстоятельствам.
В силу требований статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 4 НК РФ акты налогового законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие; только в случаях, прямо предусмотренных законом, они распространяются на отношения, возникшие до введения данных актов в действие.
Таким образом, ставки лесных податей, которые введены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", распространяются на платежи за пользование лесным фондом, которые производятся после даты вступления данного акта в силу, то есть с 13.03.2001.
Ссылка налоговой инспекции на необходимость применения в данном случае положений о порядке внесения платежей, установленных Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 19.04.94 N 25, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в силу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 право устанавливать порядок и сроки внесения платежей за природопользование Государственной налоговой службе Российской Федерации не предоставлено, а Правительством Российской Федерации данная обязанность рассрочки платежей за пользование лесным фондом для налогоплательщиков не предусмотрена.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, лесные подати в размере, указанном в лесорубочных билетах от 07.02.2001 N 13, от 15.02.2001 N 17 и от 23.02.2001 N 18, внесены Обществом до опубликования и принятия Правительством Российской Федерации постановления от 19.02.2001 N 127, а следовательно, применение налоговым органом новых ставок лесных податей должно быть признано арбитражным судом незаконным.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 20.11.2003 по делу N А56-25559/03 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области от 19.06.2003 N 17-12278.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ленгазспецстрой" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2004 г. N А56-25559/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника