Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 марта 2004 г. N А66-7617-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Ломакина С.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверская энергетическая система" Сигарева Ю.А. (доверенность от 20.01.04 N 92),
рассмотрев 09.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверская энергетическая система" на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.11.03 по делу N А66-7617-03 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверская энергетическая система" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Тверской области (далее - Инспекция) от 09.07.03 N 523.
Решением суда от 11.11.03 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 11.11.03 и удовлетворить заявленные им требования. По мнению подателя жалобы, суд неправильно истолковал положения статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба налогоплательщика подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Общество 28.04.03 направило в налоговый орган по месту нахождения филиала (Бежецких электрических сетей) уточненную декларацию по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год, согласно которой Общество излишне уплатило 140 965 руб. названного налога. В письме от 05.06.03 N 681/50-107 налогоплательщик просил Инспекцию зачесть сумму излишне уплаченного налога за 2001 год в счет уплаты налога на имущество по этому филиалу.
В ходе камеральной проверки уточненной декларации налоговый орган сделал вывод о том, что основания для подачи этой декларации отсутствовали, поскольку правоотношения по исчислению и уплате Обществом налога с владельцев автотранспортных средств за 2001 год окончены до даты вступления в действие определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О, в связи с чем налог уплачен в соответствии с действовавшим в тот период законодательством. Результаты проверки отражены в акте Инспекции от 10.06.03 N 239.
Решением от 09.07.03 N 523 налоговый орган со ссылкой на положения статьи 109 НК РФ отказал в привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 122 названного Кодекса, однако предложил внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Общество не согласилось с таким решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов (сборов) или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. По мнению суда, в данном случае действует общее правило о том, что акты законодательства о налогах и сборах или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу с момента начала действия решения Конституционного Суда Российской Федерации. Таким образом, только с 10.04.02 признанные неконституционными положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О фондах") и основанные на них положения Закона Тверской области от 23.11.2000 N 133-03-2 "Об установлении ставок с владельцев транспортных средств" (далее - Закон Тверской области) не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
Кассационная инстанция считает этот вывод ошибочным.
В пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Законом Тверской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, определенных пунктом 1 статьи 6 Закона "О фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О фондах", предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном законе, а также положения Закона Тверской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Поэтому кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда о том, что указанные положения Закона "О фондах" утрачивают юридическую силу с момента начала действия решения Конституционного Суда Российской Федерации, то есть с 10.04.02. Следовательно, Общество при исчислении налога с владельцев транспортных средств за 2001 год в уточненной декларации правомерно применило ставки названного налога, установленные Законом "О фондах".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 11.11.03 подлежащим отмене, а требования Общества - удовлетворению. Кроме того, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела судами первой и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11.11.03 по делу N А66-7617-03 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Тверской области от 09.07.03 N 523 в части доначисления 140 965 руб. налога с владельцев транспортных средств.
Обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Тверской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем принятия решения о зачете 140 965 руб. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств на основании заявления открытого акционерного общества "Тверская энергетическая система" от 05.06.03 N 681/50-107.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тверская энергетическая система" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2004 г. N А66-7617-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника