Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2004 г. N А56-36529/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Троицкой Н.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области Петраковой Л.А. (доверенность от 31.12.03 N 33184),
рассмотрев 02.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.03 по делу N А56-36529/03 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранд-200" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 12.09.03 N 197 о привлечении Общества к ответственности в виде взыскания 15 000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 18.11.03 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 18.11.03 и принять новое. По мнению подателя жалобы, Общество в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 23 НК РФ и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не оформляло первичные документы (расходные кассовые ордера) при получении физическими лицами выигрышей на игровых автоматах.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 18.11.03 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления Обществом (в части деятельности обособленного подразделения в городе Выборге) в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 14.06.02 по 05.08.03, результаты которой отражены в акте от 18.03.03 N 461. В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о том, что налоговый агент в течение более одного периода неправомерно не оформлял расходные кассовые ордера при получении физическими лицами выигрышей на игровых автоматах и не вел учета доходов таких лиц.
Решением от 12.09.03 N 197 Инспекция, рассмотрев представленные Обществом разногласия, привлекла его к ответственности в виде взыскания 15 000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ.
Требованием от 12.09.03 N 2569 налоговый орган предложил налоговому агенту в срок до 22.09.03 уплатить сумму штрафных санкций.
Общество не согласилось с названным решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил требования заявителя, сделав вывод о том, что при получении выигрышей, выплачиваемых организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр, невозможно учесть фактический доход физических лиц, а следовательно, требование налогового органа об оформлении Обществом расходных кассовых ордеров необоснованно.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом в числе указанных в приведенной норме документов утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
В силу пункта 1 статьи 9 названного Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В пункте 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Судом первой инстанции установлено, что Общество, исходя из специфики своей деятельности, оформляло первичные документы в соответствии с установленной учетной политикой: факт выигрыша и проигрыша фиксировался по показаниям механических счетчиков игровых автоматов, указываемых в актах инкассации, а доход от игрового аппарата поступал в кассу посредством оформления кассиром отчета и приходного кассового ордера.
Поскольку выплата выигрышей физическим лицам производится без участия кассира Общества и представителей игорного заведения, заявитель правомерно не оформлял расходные кассовые ордера при получении физическими лицами таких выигрышей.
Более того, согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В силу пункта 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплату налога с выигрышей, выплачиваемых организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), производят налогоплательщики - физические лица, получающие такие выигрыши. При этом налог исчисляется из сумм выигрышей и уплачивается в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
Таким образом, Общество не признается налоговым агентом по отношению к физическим лицам, получившим выигрыши, а следовательно, не обязано вести учет доходов таких физических лиц и представлять в налоговый орган сведения об их доходах.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.03 по делу N А56-36529/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2004 г. N А56-36529/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника