Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 марта 2004 г. N А56-26263/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от Общества Синевой В.В. (доверенность от 15.09.2003),
рассмотрев 16.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области на решение от 25.09.2003 (судья Демина И.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 25.12.2003 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26263/03,
установил:
Лужское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 22.07.2003 N 471000795 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 25.09.2003 требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2003 решение изменено, из резолютивной части решения исключен второй абзац - "Производство по делу об административном правонарушении в отношении Лужского РАПО прекратить".
В кассационной жалобе Инспекция просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на следующее: в ходе проверки Инспекцией был установлен факт применения Обществом контрольно-кассовой машины, которая не допущена к применению, поскольку на чеке вместо цифры восемь печатается ноль; Обществом нарушена статья 4 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон РФ "О применении ККТ"), поскольку применяемая контрольно-кассовая машина был неисправна.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.07.2003 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом требований Закона РФ "О применении ККТ", по результатам которой составлены акт от 10.07.2003 N 4710/09504 и протокол об административном правонарушении от 11.07.2003 N 81.
Постановлением Инспекции от 22.07.2003 N 471009/95, Общество привлечено к административной ответственности по статьям 14.5, 15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб. за применение недопущенной к эксплуатации контрольно-кассовой машины, которая на чеке вместо цифры "8" печатает "0", а также за неоприходование в кассу денежной наличности.
Считая названное постановление незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд исходил из того, что в совершенном административном правонарушении отсутствует вина заявителя.
Кассационная инстанция не может согласиться с данным выводом суда.
Согласно статье 2 Закона РФ "О применении ККТ" на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Именно Общество является лицом, ответственным за использование контрольно-кассовой машины, зарегистрированной в налоговой инспекции на его имя, поэтому оно должно осуществлять контроль за работой продавца, с которым заключило трудовое соглашение.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что применение Обществом неисправной контрольно-кассовой машины не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, противоречит пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".
Согласно названному пункту под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
В данном случае в ходе проверки Инспекцией было установлено, что контрольно-кассовая машина Общества отпечатала чек с указанием суммы, менее уплаченной покупателем.
Кроме того, кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о нарушении Инспекцией процедуры привлечения Общества к административной ответственности ввиду составления протокола на следующий день после обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, протокол, который составлен в пределах срока давности, установленного названной нормой права, и подтверждает факт правонарушения, является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права, а требования Общества о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 22.07.2003 N 471000795 удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 25.12.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26263/03 отменить.
Отказать Лужскому районному потребительскому обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области от 22.07.2003 N 471000795.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2004 г. N А56-26263/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника