Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2004 г. N А05-9282/03-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 16.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2003 по делу N А05-9282/03-19 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Отделстрой" (далее - ОАО "Отделстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 10.07.2003 N 03-15/26698, от 12.08.2003 N 17-23/13-1566410 и требования об уплате налогов от 12.08.2003 N 17-23/13-6337, а также об обязании налогового органа вернуть 31 703 руб. 97 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств.
Решением суда от 20.11.2003 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 20.11.2003 и отказать Обществу в удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судом первой инстанции положений статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах").
Стороны о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество в 2001 и 2002 годах уплачивало налог с владельцев транспортных средств на основании ставок, установленных Законом Архангельской области от 25.02.98 N 58-14-О3 "О ставке налога на пользователей автомобильных дорог и других налогах, зачисляемых в территориальный дорожный фонд" (далее - Закон Архангельской области "О ставке налога").
В связи с вступлением в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О ОАО "Отделстрой" представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств, а также заявление о возврате 31 703 руб. 97 коп. названного налога. При этом налогоплательщик указал, что налог должен исчисляться по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах".
Налоговый орган 10.07.2003 решением N 03-15/26698 сообщил Обществу о невозможности возврата налога в связи с необходимостью проведения камеральной проверки представленных налогоплательщиком уточненных деклараций.
По результатам камеральной проверки деклараций, результаты которой отражены в акте от 26.06.2003 N 17-23/13-1970, налоговая инспекция вынесла решение от 12.08.2003 N 17-23/13-15664 об отказе ОАО "Отделстрой" в возврате налога с владельцев транспортных средств. При этом налоговый орган указал, что определения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу после их провозглашения и обратной силы не имеют. Следовательно, правоотношения по исчислению и уплате Обществом спорных сумм налога с владельцев автотранспортных средств за 2001 и 2002 годы окончены до даты вступления в действие определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О, в связи с чем налог уплачен в соответствии с действовавшим в тот период законодательством. Налоговая инспекция направила также налогоплательщику требование от 12.08.2003 N 17-23/13-6337 об уплате задолженности по налогу с владельцев транспортных средств.
Общество не согласилось с решениями и требованием налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
В обоснование заявленных требований ОАО "Отделстрой" ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, в соответствии с которым признано неконституционным положение пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", предусматривающее возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом "О дорожных фондах". Таким образом, налогоплательщик полагает, что суммы налога с владельцев транспортных средств, излишне уплаченные в связи с исчислением данного налога на основании повышенных ставок, введенных Законом Архангельской области "О ставках налога", подлежат возврату.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами заявителя и признал недействительными ненормативные акты налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.
Пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств. При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Архангельской области "О ставках налога" установлены повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30 01.2001.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001 положения Закона "О дорожных фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Архангельской области "О ставках налога" об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Таким образом, кассационная инстанция считает несостоятельным довод налоговой инспекции о том, что указанные положения Закона "О дорожных фондах" не применяются с момента провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О (с 10.04.02).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемый налоговой инспекцией судебный акт законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2003 по делу N А05-9282/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2004 г. N А05-9282/03-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника